Сибирские огни № 03 - 1972

«— Т у т а , зн ачи т, к ро вуш ко й по ли ли -и ... К о ст о ч к ам и сд о б р и л и -и ...» Е м у вторит И в а н Л у т о х и н , случай но уцелевш и й от р асп р авы : «— З ем л я нынче х о р ош о р о д и т ... бол ьш евикам и ун ав о зи л и ». Д а , п о бед а требует ж ер т в , а С е й ф ул л и - н а, по х уд о ж н и ч еск о й своей сут и , н есп особн а у к р аш а ть зап екш и еся раны на ж и вом теле ж изни этаким и би н ти кам и , п о хо ж и м и на кокетливы е бан ти ки . О н а лю бит лю дей деревни , но никогда не покри ви т д уш о й , не прибегнет к сл ащ а - венькой л ж и , чтобы скры ть то тягостное и стр аш н о е, что зн ает, что пости гает в с в о их д ер ев ен ск и х героях. В о т повесть « В ст р еч а». У ее главн ого п е р со н а ж а вы разительное прозвищ е «Б а л а - кар ь». К а ж е т с я , единственны й он в деревне человек, отли чн о п о н и м аю щ и й , как уродли в весь строй стар ор еж и м н ой крестьян ской ж и зни. Б есто л ковы й весел ьч ак , добрейш и й к расн о б ай -б о л ту н , поним ает он: н еобхо дим о «к ак о й -то винток» п о вер н уть, чтобы п о -н о вому пош ла ж и зн ь. О д н а к о ничего путного не дости! Б а л а к а р ь : д обры й , лю бв ео б и л ьный, поги бает он от рук св о и х ж е одно сельчан. Н о , сверш и в ж естоки й сам о су д над ним, м уж и к и п ро являю т столько н еуклю ж е-н аи вн о й отзы вчи вости , сто лько кон ф узл и в о го стар ан ья чем -л ибо пом очь овдо вевш ей ж ен е Б а л а к а р я , что я , чи татель, невольно сп р аш и в аю себ я : где ж е тут л ю б о вание р азгул о м ди ки х си л , где слиянность сти хий ного н ачал а с н ачал ом рево лю ц и он ны м , в чем кое-кто из критиков не р аз, на пам яти м оей, обви нял С ей ф у л л и н у ? (П р и мерно такого ж е п о рядка обвинения мне п ри хо ди лось слы ш ать и читать в ад р ес Л и дии Н и ко л аевны у ж е и т о гд а, когд а ее не стал о в ж и в ы х ). Е щ е сильней, ещ е ярче, чем Б а л а к а р ь из «В стр еч и », п о дей ствов ал на меня А л и б а ев из повести « К а и н -К а б а к » . С тр а н н о е дел о: повесть эту я ран ьш е не з н а л а ,— как-то не зам ети ла публи каци и ее в ж у р н а л е . У п ущ ен и е , конечно, непрости тельное' « К а и н -К а б а к » — произведен ие к а пи тальн ейш ее, произведен ие больш ого м а стер а. Л ю д и т ам , и п р еж д е всего сам А л и б аев , изваяны с п л асти чн остью уд и ви тельной и д а ж е у С ей ф ул л и н о й н ебы валой . А л и б а е в — герой поистине деревен ский , зн ам ен иты е «две д уш и » р асхл есты ваю тся и пр о ти вобор ств ую т в нем с дьявольской си л ой . К а ж е т с я , нет предела бесто л ковом у м етан ью его в п о и ск ах какой-то особой крестьян ской правды на грем ящ и х п утя х револю ци и. Н о сквозь ди кую путан и цу проти во речи вы х, часто д а ж е разбой ны х п о ст у п ков его щ ем я ш е ощ у щ а е ш ь , какой силы чело вечищ е п р о п ад а ет в А л и б аев е. П р о п ад а ет и непрем енно пр о п ад ет в конце концов. Я , чи татеть, у га д ы в а ю его гибель ещ е до того , как прочиты ваю последн ие страни цы . Р езк и м и , крупны м и м азкам и вы писаны в « К а и н -К а б а к е » и ж ен ск и е п ер со н аж и : отчаян н ая К л а р к а , с ее неистовой лю бовью к А л и б аев у, и т и х а я , хитренько-уп орная К л а в о ч к а . У строи тельн и ца сы той ж и зн и (п р еж д е всего собственной ж и зн и ), она кош ачьим и своим и л ап к ам и за ц а п ц ар ап ы в ает А л и б а е в а , а потом с сам о д о во л ьны м р ав н о д уш и ем взи рает на у гасан и е его н екогда неп окорн ой , б ун тар ской д у ш и , постепенно з а плы ваю щ ей ж и рк о м лени вого б л агоп ол учи я. В первы х гл ав а х явственно п р о ступ аю т б ун тар ски е, «п угачевски е» черточки в х а р а к тере А л и б а е в а , пр евосхо д н о и зо б р аж ен н ом С ей ф ул л и н о й . Н о пугачевски й огонь отпы лал в нем , и п о сл едню ю вспы ш ку п о сл едн его язы чка плам ени видим мы у А л и б а е в а , когда он, у ж е скати вш и й ся к угол овщ и н е, к б ан д и ти зм у, вд р уг п роявляет вел и код уш и е, в м гновенном озарении вы талки в ая из колонны см ертни ков м о лодо го со л д а та К у д аш е в а и сам о о тв ер ж ен н о зан и м ая его м есто. С тр ан и цы « К а и н -К а б а к а » , отдан ны е оп и сан ию степной м етели, особен н о потрясли м еня. С упои тельны м восторгом я читала и перечи ты вала и х, потом у что с д етски х лет ведомы мне были метельны е р азгул ы , когда степь и небо сл и ваю тся воеди но и летят к у д а-то в преиспод ню ю . Л ю б о й степняк знает это зим нее бесн ован и е сти хии . М н е всегд а к азал о сь верш иной соверш ен ства п уш к и н ско е оп и сан и е метели в о рен бургски х ст еп я х. Н о Л и д и я Н и ко л аев н а о п и сал а метель п о -св о ем у, о п и сал а так удиви тельн о зри м о, что я не см огл а уси деть в своей к о м н ате-м о розилке и п о м ч ал ась к С ей ф ул л и н ы м , на их гостеп риим ную д а ч у . Н а р у ш и в устан овленны й п о р я д о к , через две, через три ступеньки в зб е ж а л а я на верхню ю в е р ан д у . — А , п р о п ащ а я ! — ск а за л а Л и д и я Н и к о л а ев н а, к ак обы чно си д евш ая за своим р а бочим ст о л о м .— Н а в е р н о , повесть з а к о н чила?— Н е т , нет,— торопл иво откл и кн улась я .— К а к о е там ! С о в се м не р аб о т ал а ! З а ч и тал ась в аш и м « К а и н -К а б а к о м » . — Н у , и как ж е ? — Л и д и я Н и к о л аев н а и спы тующ е п о гл я д ел а на меня. — З ам ечател ьн о. Я п рои зн есла ещ е несколько торопл ивово сторж ен ны х ф р аз и, конечно ж е , не п ром о лчал а о главном . — А к ак м етель вы напи сали ! Р ук и Л и д и и Н и ко л аевны , беспокой но перебиравш и е б у м а ж к и на столе, в д р уг о ст ановились. — Н у м етель-то ещ е у П у ш к и н а о п и сана! — чуть прим етно у см е хн у л ась о н а .— П о м н и те, к ак ди ко в «К ап и тан ско й дочке» ветрищ е воет, нельзя р азгляд еть ни неба, ни зем ли, только хлоп ья снега летят и за брасы в аю т л ош ад ей и по возку Г р и н ева. И вд р уг из б у р а н а б р од яга вы ны ривает И говорит, что он « ж и л о » ноздрей чует. С р а зу видно — м у ж и к непростой. И у ж потом мы не у д и в л я ем ся , когд а он П у гач ев ы м ок азы в ается О н а чи ркн ул а спичкой, сощ у р и л а сь от ды м а п ап и росы , опять у см е хн ул ась . — Я д ол го би л ась над своим б ур ан о м . П о то м перечи тала у П у ш к и н а , и как ж е сты дн о стал о!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2