Сибирские огни № 03 - 1972
Я п о зн ако м и л ся с ним в н ач ал е д в а д ц а т ы х го д о в , к о гд а он в н аш ем ж у р н а л е ред ак ти р о в ал бол ьш о й отдел «Б ы л о е ». В 1927 го д у В . Я . З а зу б р и н с иронической улы бкой всп о м и н ал : « С его появлени ем н а ч ал ась у н а с в ж у р н а л е «и стор и ческая п о л о са» . В . Д . во вред «своим прямы м о б я зан н о стя м (завед ы в ан и е И с п а р т о м ), во вред ем у (И сп а р т у ) тащ и л в ж у р н а л из н его и из С и б а р х и в а в се , что н а х о д и л ценны м . С и б и сп ар т и С и б а р х и в явно 'С тр ад ал и , а цен трал ьны е печатны е и сп ар то вски е органы , вм есто того , чтобы бить т р е в о г у , стал и хв ал и т ь н аш ж у р н а л , о бъ я ви ли его одн им из л у ч ш и х св о и х и здан ий . В . Д . был д о в о л ен , но чи татели не очень». С уб ъ екти в ны й взгл я д . К а к один из п о стоя н ны х читателей ж у р н а л а того врем ени, м о гу п о дтв ерди ть, что и читатели были дов ол ьн ы . А сегод н я мы м о ж е м ск а зат ь , что, б л а го д а р я ю н ош еской энергии В ен и ам и н а Д а в и д о в и ч а , в отдел е « Б ы л о е » бы ло о п уб л и к о в а н о м н ого ц ен нейш и х и интереснейш и х м атер и ал о в . П о сл е него у ж е ни ком у в на- •шем ж у р н а л е не у д а в а л о сь п однять отдел « И з п р ош л ого» на такую вы соту, т а к ак о й он находился в д в а д ц а т ы х го д а х . В п р о ч е м , са м ж е В л ад и м и р Я к о в л ев и ч п р о д о л ж а л : « В е гм а н человек одарен ны й . О н пиш ет св о и во сп о м и н ан и я , к ак х у д о ж н и к . Н о он необы чно м о л о д , несм отря на свои п я тьдеся т три го д а. М о л о д о ст ь , кон ечн о , не ви н а, а б ед а . О н а не д ает во зм ож н о сти В е ни ам ин у Д а в и д о в и ч у сп окой н о поси деть за сто л о м и н ап и сать т о , что он м о ж е т и что он д о л ж е н н ап и сать». В егм ан у сп ев а л бы вать в сю д у , о т л и чал ся ш иротой интересов. У ли тературы я и ск усств а С и б и р и в то вр ем я не бы ло д р у го го т ак о го «б о л ел ьщ и ка» и заст уп н и к а . О н , ч аст о всп о м и н авш и й зн ам ен и тую О д е сск у ю оп ер у и ещ е более п р о сл авл ен н ую В ен ск ую , бы л за в се гд а т а ем С и б го со п е ры и прослы л «П о к р о в и тел ем м у з». О д н а ж д ы я у ж е пи сал о нем («С и б и р ск и е огн и », 1962, № 3) и теперь р а с с к а ж у лиш ь о том , что ещ е всп о м н и л ось. В сам о м н ач ал е три д ц аты х го д о в , к о гд а за к ан ч и в ал ась кол л екти ви зац и я, он у зн а л , что И л ь я М у х а ч е в н ап и сал ак т уал ь н о е, тал ан тл и в о е и призы вное сти хотворен и е « С л о в о к еди ноли чни кам б ед н я к ам и сер ед н я к ам » , и В егм ан н асто я л перед руков од и тел ям и к р а я , чтобы ав тор у разр еш и л и прочесть это сти хотв орен и е с трибуны съ езд а кол хозн и - к о в -уд ар н и к о в , за се д а в ш е го в театре «К р асн ы й ф ак ел » . И л ь я А н д р еев и ч робел: — М о ж е т , не н а д о ? ..— говори л д р у з ь я м .— Н е ум ею я ... в т ак о м зал е. — Н и ч его , ни чего,— п о д б ад р и в ал и п о эт а.— У тебя п о л уч и тся. В егм ан оты скал его в ф ой е; н а ж и м а я ф и стул ьку на своем больном горле, про хр и п ел : — С е й ч а с д а д у т ... Ч и тай погром че. И вот И л ь я п о дн я лся на сц ен у, в ст ал пер ед три бун ой , возле угл а р ам пы . З а л зам ер в о ж и д ан и и . Н ео бы чн о — в прени ях п р ед о став л я ется сл о в о поэту! П о сл у ш а е м , что он сочинил! И л ь я при под нял р ук у : Товарищи! Свежеет май в природе. Выходит зелень на простор лугов, И я хочу в простом крестьянском роде Сказать немного задушевных слов. Э т и строки с р а з у р асп о л о ж и л и к п о эту. К о е -гд е перегл ян ули сь сосед и по кресл ам : « В крестьян ском роде» — х о р о ш о ! А поэт п р о д о л ж а л : Но горько мне, когда я сердцем слышу, Что вы, как прежде, наобум Своим плужком едва полоску вышив. Сторонитесь артелей и коммун. Р еф р ен о м ш л а ст р о ф а : Товарищи! Я шел повсюду с вами,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2