Сибирские огни № 03 - 1972

И ведь он только что верн ул ся с партийного съ езд а. Н е у ж е л и оказалось то, что в п о ртф еле не было д р у ги х р укоп и сей , на что он ж а л о в а л ся ран ее? А м о ж е т бы ть, в больш ей степени виноваты те, кто о ст ав а л ся в редакци и, п о к а В л ад и м и р Я ко в л ев и ч ездил на партийный съ езд ? В е д ь годом ран ьш е он пи сал , что «м ного лю дей п еребы вало в редколлегии за пять л ет. В се х не перечесть. Тол ько надо сказать п р я м о , такие иногда по п ад ал и сь при емщ и ки, что не только там тел еутку, с к а ж е м , от енисейской не отли чал и, но просто не знали — вы ход н ая эта бел ка, н евы хо д н ая , или подпол ь с н а . Х о р о ш о ли она п о са ж ен а и и зо б и хо ж е н а. Н и чего не зн али ». Т а к или и наче, дрян ны е ш курки были при няты , ош ибки очевидны и бессп орны . Э т о со вп ал о с возни кн овени ем левацкой группы « Н а ст о я щ е е » , зап рави лы которой р азд ул и и преувеличили ош и бки ж у р н а л а . Г л а в а р ь этой группы А. К у р с со стран и ц краевой г а зеты д а ж е зап уст и л «К и рпи чом по скв о р еш н е», з а б ы в а я , что скворцы не только у с л а ж д аю т с л у х чел о века, но и приносят бол ьш ую п ользу. «Н а ст о я щ ен ц ы » кричали о мнимы х н е д о ст а т к ах , обруш или сь д а ж е на ром ан « Д в а м и ра» и тем сам ы м вводили чи тателей в заб л у ж д ен и е . П р ав л ен и е С и б и р ск о го С ою за писателей приняло все близко к сер д ц у. В есн ой мне, как члену ревизионной ком и сси и, при слали проект «О б р ащ ен и я » ко всем членам С о ю з а и п и сател я м , работаю щ им в С и би р и . В «О б р ащ ен и и » полностью о д о бр я л ась резолю ци я бю р о К р а й к о м а В К П ( б ) об ош и б ках ж у р н а л а и бы ло ск азан о : « ...м ы не м о ж е м не с о гл аси ться с пи сателем Ф . Г л ад к о в ы м , ви дящ им в постоянном и зображ ен и и недостатков т о ж е правы й уклон и тен ден ц и озн о сть...». П а р т и я в то врем я у ж е вела бор ьб у, как и звестн о, на д в а ф рон та. «О б р ащ ен и е» призы вало: «В зя т ь реш ительный к ур с на о т р аж ен и е ... основны х м о м ентов текущ его социали стического строи тельства (кол лекти ви заци я, узл овы е х о з. воп р о сы , конкретны е зад ач и культурн ой револю ци и, и н д устр и ал и зац и я и д р .) ... Д о б и в а т ь ся о т р аж ен и я усп ехо в и трудностей этого строи тельства и ж и в о го п о каза главны х уч астн и ко в его — м асс п ро летари ата и т р у д ящ и х ся деревни ». В м есте с В и ви ан ом И ти ны м , Н . К у д р я в ц ев ы м , М и х . Н и ки ти ны м , Е . П ер м и ти ны м , Г. П у ш к а р е в ы м , А . Ш у га е в ы м , Г . Д о р о н и н ы м , А . Ги рш л и кови чем и Н . И зон ги я п о д п и сал это «О бр ащ ен и е». Н а реш ение бю ро К р ай ко м а писатели откликнулись бы стро и п о -д ел о в о м у. В конце того ж е год а П . П . П е тр о в н ачал пуб л и ков ать в « С и б и р ск и х о гн я х» ром ан «Б о р е л ь », позднее одобренны й Горьким . А в сл ед ую щ ем год у Е ф и м П ерм итин вы ступил с р о м а ном «К а п к а н » . К он драти й У р м ан о в р асск а зал с первы х си би рски х со в х о за х . П я ти л ет к а вдохн ови л а ли тераторов С и б и р и , сп о со б ств о в ал а весьм а зам етном у п о д ъ ем у творческой активн ости , р осту худ о ж еств ен н о го м аст ер ств а. Т а к , в 1930 году И с а а к Г о л ь д б е р г нап еч атал свою л у чш ую вещ ь « П о э м у о ф ар ф ор о вой чаш ке», В и в и ан И ти н — « В ы х о д к м орю », М и ха и л Н и ки ти н — «С тал ьн ой п о яс» (очерк о строи тельстве Т у р к с и б а ). В п о сл ед ую щ и е д ва год а в ж у р н ал е появились: «З а м ан щ и н а» Н и ны Е м ел ь я н о в о й , «С ая н ы горят» П . П е т р о в а , р ассказы К . У р м а н о в а , И . Г о л ь д б ер га, В . И т и н а , гл авы из р о м ан а Е . П ерм и ти н а «К о гт и » , где бы ла о т о б р аж ен а борьба с к у л а чеством в стар овер ч еской деревне. Н . Ч ер т о в а, П . С т р и ж к о в и други е р ассказал и об и н д устри альн о м строи тельстве в К у зб а ссе . Б . Ж ер е б ц о в п о казал нам « К р а й , где б уд ет А н га р о ст р о й ». П и сат ел и см отрели в б уд ущ ее . И В л ад и м и р Я ковл еви ч п и сал Е . Н . О р л о вой: « Я за пяти летку в четы ре го д а» . Э т а строка п о д тв ер ж д ает , что его ош ибки были врем енны м яв л ен и ем , резул ьтатом сл учай ны х заб л у ж д ен и й . Н о верн ем ся к первой половине 1923 го д а , к п и сательско м у д окум ен ту, о зн ам ен о в а вш ем у сущ ествен ны й п оворот в деятельности С и б и р ск о го С о ю з а писателей. В п ри м ечании бы л о ск а за н о о В . З азу б р и н е и ещ е д в у х чл ен ах п р авлен и я , н ахо д и вш и хся т ак ж е , как он, в р а з ъ е з д а х , что они «не могли сообщ и ть о своем ж ел ан и и присоединиться к « О б р ащ ен и ю ». И С и б и р ск и й С о ю з пи сателей до конца дней его сущ е ст в о в ан и я , и ж у р н а л « С и б и р ские огни» на б л и ж ай ш и е полтора года возгл ави л В и ви ан И ти н . В . Я . З а зу б р и н а кри тиковали за публи кац ию ош и бочны х произведений, за его « З а метки о рем есл е». Н о его засл у ги как соб и р ател я л и тературны х сил Си би ри бесспорны .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2