Сибирские огни № 03 - 1972
К э р э д э» сто л к н ул стар и н у с новы м и лю д ь м и , ов л ад евш и м и со врем ен н ой техн и кой . П о эты И л ь я М у х а ч е в , П а в е л В а си л ь е в , Л е о н и д М а р т ы н о в , Н и к о л ай Т и тов п р и в ет ств о в али и н д уст р и ал и зац и ю к р а я , сл ав и л и десяти л ети е О к т я б р я . П етр П е тр о в восп ел герои зм си б и рск и х п ар ти зан . М а к си м и л и ан К р а в к о в д а л первы е Т ел ьбесск и е зар и со в к и , Е л е н а О р л о в а р а сск а з а л а о Н а р ы м ск о м к р а е, Г . У ш а к о в — о Ш у ш е н ск о м . П о я в и л и сь первы е очерки и статьи о К у з б а сс е , о Т у р к си б е , о Р и д д е р е . П р о д о л ж а л и ярко р асск а зы в ат ь о н едавн ем м и н увш ем И с а а к Г о л ь д б е р г и А н то н С о р о к и н . О т р асск а за к р а сск а з у в о зр аст ал о м аст ер ств о М и х а и л а Н и к и ти н а, Н а д е ж д ы Ч ер т о в о й , Р у в и м а Ф р а е р м а н а . К р е п ли го л о са по этов М и х а и л а С к у р а т о в а , Л ь в а Ч е р н о м о р ц е в а , С ер ге я М а р к о в а , В аси л и я Н еп о м н я щ и х. О п р а в д ы в а л и сь н а д е ж д ы , вы сказан ны е В . З азу б р и н ы м на первом съ езде пи сателей - си б и р я к о в . А он с п р и сущ ей ем у энергией и увлеч ен н остью у ж е готови л второй п и с а тельский с ъ е з д , к со ж а л е н и ю , не со ст о я вш и й ся . О н м еч тал о дн е, когда в С и б и р ск и й сою з пи сателей во й д ут л и тераторы в сех н а р о д о в С и б и р и . П о м н ю , после в о звр ащ ен и я из Б ур я ти и он д ел и л ся р ад о ст ью : б ур я тски е п и сатели готовы вступи ть в Си б и р ск и й с о ю з. В течение всей своей ж и зн и он бли зко и н тер есо вал ся твор чеством ал та й ск и х ли тер ат о р о в , в особен н о сти п рои зведен и ям и П а в л а К у ч и я к а . В св о ем творчестве В л ад и м и р Я ков л ев и ч был р а сп о л о ж е н к о ст р о м у , иногда г р у б о м у сл о в у , к р езк о м у к о н т р асту к р а со к . Н а его пал и тр е черн ое л е ж а л о р яд о м с к р а сны м , и ем у не у д а в а л и сь п о л уто н а. Н а т у р а л и ст и ч е ск а я о б н аж ен н о ст ь бы товы х сц ен , за что его хвал и л и отдельны е то в ар и щ и по л и тер ат ур н о м у ц е х у , о ст а в а л а сь его сл аб о ст ью . О н п ы т ал ся , по его ж е собствен ны м сл о в а м , по вал и ть в себе зв ер я , но это о к аза л о сь д ел о м нелегки м . О н т ак и не см о г «п овол очь зверя за гри ву». В бор ьбе за со в етск ую л и т е р а т у р у , п р ав д и в о о т о б р а ж а ю щ у ю .ж и з н ь , З а з у б р и н у , к со ж а л е н и ю , н е д о ст а в ал о п о сл ед о в ат ел ь н о сти . С л у ч а л о с ь и так , что н евод, заб р о ш ен ный б аш л ы к о м , вм есто добротной ры бы при носи л м ер тв ую , т у х л у ю . С а м себ я В л ад и м и р Я ков л ев и ч н азы вал п р и емщ и ком «л итературн ой п уш ни ны ». В первы е годы , к ак мы ви дели , он был д о в о л ь н о стр оги м п р и ем щ и к о м , хотя и сч и тал , что порой сл ед у ет н ап еч атать д ал ек о н есо верш ен н ую вещ ь , чтобы п о д д ер ж ат ь н ач и н аю щ его , о б н а р у ж и в ш е го в себ е и звестное л и тер атур н о е д а р о в ан и е . А потом он ста л при ни м ать и н евы хо дны е «ш к у р к и ». В о тд ел ьны х с л у ч а я х это бы л а не сто л ько его ви н а, ск о л ь ко б ед а . Е щ е на съ езд е он сет о в ал : « ...ч а с т о м атер и ал а не х в ат ает к н у ж н о м у с р о к у ... И н о гд а н аш худ о ж еств е н н ы й отдел дей стви тельн о сер , как деш евы й си тец ». Е сл и бы только си т ец ... К со ж а л е н и ю , в н ачал е 1928 год а были приняты «ш к у р к и », не оч ищ ен ные от п р о го р к л о го с а л а . Н о об этом нескол ько н и ж е. З а з у б р и н у вы п ало ред ч айш ее сч аст ь е: секретар ь край ком а р азд о б ы л д л я него го стевой билет на все за се д ан и я X V съ езд а п арти и , к уд а «со б р ал и сь н астоящ и е лю д и », в созн ан и и к о то ры х были «п ланы гран ди озн ого перестрой огром н ой стр аны ». В л а д и м и ру Я к о в л ев и ч у «хо т ел о сь п ро сто сл у ш ат ь , см отреть и ж и ть одн ой ж и зн ью со всей этой м н оготы сячн ой м ассо й лю д ей , зап о л н и вш ей А н д р еев ск и й и А л ексеев ски й зал ы б о л ь ш ого К р ем л ев ск о го д в о р ц а » , но он в о вр ем я мы сленно ск а з а л себе: «П и ш и . В ед ь ты з а п иш еш ь т о , что ни о д и н стен о гр аф в м ире не зап и ш ет » . И он в « З а м е т к а х о р ем есл е» д а л за р и со в к у з а л а , р а с с к а з а л о н астроен и и , н а б р о са л портреты н еко то ры х ви дны х д ея тел ей п арти и . С р ед и эти х портретов есть у д ач н ы е, н еповтори мы е. Т у т и С т а л и н , и К о си о р , и Ф ел и к с К о н , и Ч и ч ер и н , и Л и т в и н о в , и В о р о ш и л о в , и М и к о я н , и Б у д ен н ы й ... Ж а л ь , что ср ед и ни х не о к аза л о сь Н а д е ж д ы К он стан ти н о вны К р уп ск о й и Г л е б а М а к си м и л и а нови ча К р ж и ж а н о в ск о г о . И особен н о ж а л ь , что автор не у д е р ж а л себ я от некоторы х н а ту р ал и сти ч еск и х стр о к . Т а к , он н а п и са л , что за д есять лет М ен ж и н ск и й почти не и зм ен и л ся, «тол ько угрей стал о б ольш е на л и ц е». У В л ад и м и р а Я к о в л ев и ч а со зд а ет ся вп ечатлен и е, что Л ен и н « б у д то несколько м и н ут т о м у н а зад вы ступ ал и сей ч ас к уд а -т о вы ш ел », но пи сатель оп ять не м о ж ет у д е р ж а т ь себ я и пиш ет о см ерти Л е н и н а в в ы р а ж е н и я х , п р етен д ую щ и х на ори ги нальность. Б еста к т н о е сл о в о невы носим о р еж ет с л у х . В конце главы « Н а ст о я щ и е л ю д и » З а зу б р и н о го в а р и в а ет ся : «М е н я м о гут з а п о д о зр и ть, что я п иш у о п а р тсъ е зд е, а не о св о е м рем есл е. П а р т съ е з д у н ад о посвяти ть о т
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2