Сибирские огни № 03 - 1972

т о р о м н а хо д и л ся с к л а д пуш н и ны . Т а м ж е тор го вал и охотни чьим и п р и п асам и . В д в у х к о м н ата х окнам и во д во р ж и л редактор охотни чьего ж у р н а л а Е ф и м П ер м и ти н . Р я д о м с его квартирой был небольш ой зал охотни чьего к л уб а . В этом к л уб е и откры лся писател ьск и й съ езд . П о л в з а л е , хо т я и бы л сд ел ан из ш и р оки х добр отны х п л а х , все ж е в щ ели из п о л у п о д вал ьн о го э т а ж а п р о са ч и в ал ся з а п а х пуш н и ны . Н е п о то м у ли ор ато р ам и часто у п о м и н али сь охотн и ки , т ай га, зверо ви ки ? Д а ж е книги, с легкой руки В л ад и м и р а Я к о в л е в и ч а , н азы вал и «л и тературн ой п уш н и н о й ». П о н я т н о , не в оп л ату за лю безн о и, гл а в ное, бесп л атн о п р ед оставл ен н о е п о м ещ ен и е, а по своей охотничьей стр асти В . З а з у б р и н , п р и зы в ая пи сателей взять на св о и страни цы в ч и сле д р у ги х героев и о х о т н и ко в -п р о - м ы сл ови к ов, говори л: — К а к а я соб л азн и тел ьн ая з а д а ч а изучить и дать х о т я бы голы й быт этого о х о т - вика. Э т о бы л гол ос З а з у б р и н а , стр аст н о го о хо т н и ка. А вот го л о с З а з у б р и н а -гр а ж д а н и н а , не м енее стр астн о го и увлеченн ого: — Б у д у щ е е Си би р и — б л естящ ее б уд у щ ее промыш лен ной страны ; б уд у щ ее ее лит ер атуры — бл ест ящ ее б уд у щ ее ли тер атуры того к л а с с а , который яв л я ется н о си т е л е * свет л ей ш и х и д еал ов всего ч е л овечества. П у т ь к это м у д ал ек о непростой и нелегкий. И З азу б р и н -гр а ж д а н и н п р о д о л ж а л : — Н а м , л ю д я м , по -звер и н ом у влю блен ны м в т аеж н ы е просторы С и б и р и , т я ж е л а мы сль о го р о д е, о гор од ско й к ул ь т у р е , о л я зге ф аб р и к и за в о д о в . Н о п усть б уд ет т ак , п у с т ь чел овек в н а с п о в ал и т зв е р я , п о вол о чет его за гри в у. П у с т ь р ы х л а я , зел ен ая гр у д ь С и б и р и б уд ет о д е та цем ентной бронью го р о д о в , в о о р у ж ен а кам енны м и ж ер л а м и ф аб р и ч н ы х т р у б , ск о в ан а тугим и о б р уч ам и ж ел езн ы х д о р о г». Н о к о е-ко м у из ст а р ы х л и тер ато р о в п р иш л ась по д уш е лиш ь п ер вая ч асть этой тир а д ы . З а нее у хв а т и л и сь , ее р азв и в а л и , пы тали сь д о к а з а т ь , что от «си би рской л и тер ат уры в сегд а вея л о тай гой и тун д р ой » и что б уд то бы только на этом пути ее ж д е т у сп е х . Б ы то в и зм р а сх в а л и в а л ся , а ли рика н азы в ал ась б е ск л а ссо в о й ... З а зу б р и н у приш лось п о д черк н уть, что главн ое для п и сател я -си б и ря ка не тай га и т у н д р а, а чел о век, со в е рш и в ш и й р еволю цию . Е го д о к л ады и речи на съ езд е были со д ер ж а тел ь н ее и тал ан тл и в ее в сех о стал ьн ы х вы ступлен и й . Е м у п р и н а д л еж а л а п ал ьм а пер вен ства во всем . О н к м есту привел сл о в а А . В . Л у н а ч а р ск о го : « П и сат ел ь — учи тел ь, он зов ет к том у , что д о л ж н о бы ть. О н — п ро поведн и к. Г а к всегд а д о си х пор было в Р о сси и , и т ак д о л ж н о о ст ат ь ся ». О т ст а и в а я н а съ езд е парти йн ость и вы сокую тенденци озность со в ет ской л и тер ат ур ы , З азу б р и н ран ьш е Г о р ьк о го сур о в о за д а л н еобхо дим ы й по т о м у в р емени во п р о с м аст ер ам ли тературы : «М ы требуем от п и сателя оп редел енн ого за я в л е н и я — с кем он ?» Н е все п р и сл уш и в ал и сь к это м у своевр ем ен н о м у в о п р о су. С д о к л ад ч и ко м со л и д а р и зи р о в ал ся из ста р ы х пи сателей один И с а а к Гри горьеви ч Г о л ь д б ер г. О н правил ьно -подчеркнул: — Х у д о ж н и к не м о ж е т быть не связан н ы м с ж и зн ью . Г л а з а х у д о ж н и к а здесь — гл ав н о е. Н о в а ж н о , к ак он см отри т. Б езы дей н ого творчества нет. И ср а зу ж е вы ступи ли оппоненты . С о к о л ьск и й из Т о м с к а , ли тератор почти ни ком у неизвестны й , стал д о к азы в ать , что «со в рем ен н ая л и тер атур а д о л ж н а скл ад ы в ат ь ся из р азн ы х к у ск о в . Н е только из черн ы х, но и из б елы х. Н у ж н о доп усти ть о б ъ екти в н о -ф о т о гр аф и ч еск о е течение л и тер атуры ». Е г о , хо т я и негр ом ко , но настой чи во п о д д е р ж а л поэт Георгий В я тк и н , ч асто вы сту п авш и й т а к ж е с рецензиям и и ли тер атур овед чески м и статья м и . В и д и м о , не о св о б о д и в ш и сь к т о м у врем ени полн остью от св о и х п р е ж н и х заб л у ж д ен и й — в гр а ж д а н ск у ю в о й ну он со т р у д н и ч ал в к о л чако вско й п еч ати ,— т о ж е н а ч ал от стаи в ать «о бъ екти вн о сть», к о т о р ая , по его м нению , в п р о ти в о п о л ож н о сть «к л ассо в ы м р ам к ам » яв л яется «н аи цен - нейш ёй стороной в л и тер ат ур е». — П р а в о на объекти вность за пи сател ем д о л ж н о быть о ст ав л ен о ,— говори л о н ,— А к ри ти ка п у сть д ел ает св о е дел о. Т о был явны й при зы в встать на п уть объ екти ви зм а.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2