Сибирские огни № 02 - 1972
великолепным лирическим декларациям Л. Мартынова, как философское стихотво рение «Подсолнух», хотя и позже, в годы пребывания на Севере, в Вологде, в стихах Л. Мартынова заметен сложный процесс исканий в плане «самоопределения» своей внутренней правоты, защиты своего права на «творческое волеизъявление». Критик ревниво следит за проявлением черт нова торства в стихах и поэмах Л. Мартынова, изучив некоторые свойства технологии его работы (ритмический строй, «гнезда рифм», «синтаксическая свобода» владения гибкой и разнообразной фразой). Конечно, дело не в форме,—говорит критик,—а в су ществе лирического дарования поэта. За то в самом сплаве содержания с формой мартыновской поэзии критик усматривает напряженную жизнь поэта-новатора, кото рый в разработке, например, исторических тем и сюжетов «ощущал прошлое на вкус, цвет и запах», чтобы не проглядеть «мо мент встречи прошлого с будущим» и «вер нуться к современности». Увлекательно проводится В. Дементье вым анализ оригинальных исторических по эм «Правдивая история об Увенькае» и «Домотканая Венера», верно вскрыва ется «современная точка зрения» на изоб ражаемое поэтом далекое прошлое Сибири, на прочное «чувство истории», на нацио нальный и народный пафос творчества по эта. Образы героев названных поэм —«ис кателей лучшей доли» —правильно осозна ны критиком в их принципиальном для ли тературы 30-х годов значении; новаторский дух «традиционного» жанра исторической поэмы-хроники Л. Мартынова верно оценили многие авторитеты советской литературы (Н. Асеев, И Эренбург, К. Симонов, Ан. Ольхон). И снова критик проявляет трез вость в характеристике успехов поэта, сле дя за последующей его работой в годы Великой Отечественной войны и отмечая спад, скольжение к трафарету, к «манер ности». Вот уж истинно сказано в книге, что «без жизни все приобретает формальный характер, все обнаруживает внутреннюю бессодержательность». Но критик —не «болельщик», симпатии его —не аффекты. Потому-то и хорошо читается книга Вале рия Дементьева, что располагает своей по ложительной непредубежденностью в отно шении автора к таланту поэта. Самая сильная по убедительности и це леустремленности часть работы —это вто рая половина книги, посвященная анализу поэзии .Л. Мартынова послевоенного и со временного периода. Это —- зрелая пора ма стера, ответственнейшее состояние поэта, идущего навстречу «самым жгучим проб лемам искусства». Да только ли «одного» искусства, если он возглашает; «Из сми ренья не пишутся стихотворенья»?! Такие произведения его, которыми нельзя не вос хищаться, как «Переправа», «Итоги дня», «Эхо», «Ночь» и многие другие, свидетель ствуют о решительном, мужественном втор жении художника в самую гущу кипучей современности, о наступательном, Мая к о в с к о м , а следовательно, и мартынов ском пафосе такой мощной «субъективно сти», без которой невозможно постичь вели чественный смысл нашей современной объ ективности. Да, прав Валерий Дементьев, не убоявшийся и сам «субъективности», когда усматривает «подлинное счастье провиденья и познания», которым «одаряет нас» Леонид Мартынов. Критик верно заключает, что само усиле ние философского начала в искусстве наше го времени не мыслится без участия одного из сильнейших поэтов, Л. Мартынова, что ныне экспериментаторство его над словом носит глубоко продуманный, я бы сказал, мудрый характер, что широта, универсаль ность и целостность восприятия им сооьггий эпохи подымает всю нашу поэзию на высоту великих идей времени —идей коммунизма, идей научных дерзаний. Об этом хорошо ска зано критиком, когда он «разбирает» чудес ную книгу стихов Л. Мартынова «Перво родство». Я не хочу «придираться» к критику по некоторым замеченным мною частным по водам. Мне кажется, «частности» будут сняты по мере последующего внимания Ва лерия Дементьева к творчеству Леонида Мартынова, поэта неограниченной творче ской энергии. Последнее радует, как радует и дружелюбное научно обоснованное о нем рассуждение критика, что, мне думается, полезно и поэту. Ведь не случайно Пушкин как-то в письме к другу сказал, что прият но читать о себе умные суждения. 8. СИДОРИН В. В. Алексеев. Сто сибирских ГОЭЛРО. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд. 1970. Книга В. Алексеева —•интересный очерк о зарождении в Сибири первых энергоус тановок, о строительстве современных круп ных электростанций и борьбе за электри фикацию народного хозяйства Западной Сибири. Автор сумел глубоко проанализи ровать начальный период электрификации Сибири, ранее совершенно мало исследо ванный, показать всю беспомощность цар ского самодержавия в использовании си бирских рек и богатейших запасов мине рального топлива для организации произ водства электроэнергии и цивилизации на селения этого края. Весьма обширная документальная база, анализ разнообразных источников позволи ли В. Алексееву нарисовать объективную и многоплановую картину жизни и борьбы первых энтузиастов, пришедших по зову партии на энергостройки Сибири. Теперь Западная Сибирь,—подчеркивает автор,— имеет современную энергетическую базу, успешно питающую развитую социалистиче скую индустрию, сельскохозяйственное про изводство и транспорт.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2