Сибирские огни № 02 - 1972

великолепным лирическим декларациям Л. Мартынова, как философское стихотво­ рение «Подсолнух», хотя и позже, в годы пребывания на Севере, в Вологде, в стихах Л. Мартынова заметен сложный процесс исканий в плане «самоопределения» своей внутренней правоты, защиты своего права на «творческое волеизъявление». Критик ревниво следит за проявлением черт нова­ торства в стихах и поэмах Л. Мартынова, изучив некоторые свойства технологии его работы (ритмический строй, «гнезда рифм», «синтаксическая свобода» владения гибкой и разнообразной фразой). Конечно, дело не в форме,—говорит критик,—а в су­ ществе лирического дарования поэта. За­ то в самом сплаве содержания с формой мартыновской поэзии критик усматривает напряженную жизнь поэта-новатора, кото­ рый в разработке, например, исторических тем и сюжетов «ощущал прошлое на вкус, цвет и запах», чтобы не проглядеть «мо­ мент встречи прошлого с будущим» и «вер­ нуться к современности». Увлекательно проводится В. Дементье­ вым анализ оригинальных исторических по­ эм «Правдивая история об Увенькае» и «Домотканая Венера», верно вскрыва­ ется «современная точка зрения» на изоб­ ражаемое поэтом далекое прошлое Сибири, на прочное «чувство истории», на нацио­ нальный и народный пафос творчества по­ эта. Образы героев названных поэм —«ис­ кателей лучшей доли» —правильно осозна­ ны критиком в их принципиальном для ли­ тературы 30-х годов значении; новаторский дух «традиционного» жанра исторической поэмы-хроники Л. Мартынова верно оценили многие авторитеты советской литературы (Н. Асеев, И Эренбург, К. Симонов, Ан. Ольхон). И снова критик проявляет трез­ вость в характеристике успехов поэта, сле­ дя за последующей его работой в годы Великой Отечественной войны и отмечая спад, скольжение к трафарету, к «манер­ ности». Вот уж истинно сказано в книге, что «без жизни все приобретает формальный характер, все обнаруживает внутреннюю бессодержательность». Но критик —не «болельщик», симпатии его —не аффекты. Потому-то и хорошо читается книга Вале­ рия Дементьева, что располагает своей по­ ложительной непредубежденностью в отно­ шении автора к таланту поэта. Самая сильная по убедительности и це­ леустремленности часть работы —это вто­ рая половина книги, посвященная анализу поэзии .Л. Мартынова послевоенного и со­ временного периода. Это —- зрелая пора ма­ стера, ответственнейшее состояние поэта, идущего навстречу «самым жгучим проб­ лемам искусства». Да только ли «одного» искусства, если он возглашает; «Из сми­ ренья не пишутся стихотворенья»?! Такие произведения его, которыми нельзя не вос­ хищаться, как «Переправа», «Итоги дня», «Эхо», «Ночь» и многие другие, свидетель­ ствуют о решительном, мужественном втор­ жении художника в самую гущу кипучей современности, о наступательном, Мая ­ к о в с к о м , а следовательно, и мартынов­ ском пафосе такой мощной «субъективно­ сти», без которой невозможно постичь вели­ чественный смысл нашей современной объ­ ективности. Да, прав Валерий Дементьев, не убоявшийся и сам «субъективности», когда усматривает «подлинное счастье провиденья и познания», которым «одаряет нас» Леонид Мартынов. Критик верно заключает, что само усиле­ ние философского начала в искусстве наше­ го времени не мыслится без участия одного из сильнейших поэтов, Л. Мартынова, что ныне экспериментаторство его над словом носит глубоко продуманный, я бы сказал, мудрый характер, что широта, универсаль­ ность и целостность восприятия им сооьггий эпохи подымает всю нашу поэзию на высоту великих идей времени —идей коммунизма, идей научных дерзаний. Об этом хорошо ска­ зано критиком, когда он «разбирает» чудес­ ную книгу стихов Л. Мартынова «Перво­ родство». Я не хочу «придираться» к критику по некоторым замеченным мною частным по­ водам. Мне кажется, «частности» будут сняты по мере последующего внимания Ва­ лерия Дементьева к творчеству Леонида Мартынова, поэта неограниченной творче­ ской энергии. Последнее радует, как радует и дружелюбное научно обоснованное о нем рассуждение критика, что, мне думается, полезно и поэту. Ведь не случайно Пушкин как-то в письме к другу сказал, что прият­ но читать о себе умные суждения. 8. СИДОРИН В. В. Алексеев. Сто сибирских ГОЭЛРО. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд. 1970. Книга В. Алексеева —•интересный очерк о зарождении в Сибири первых энергоус­ тановок, о строительстве современных круп­ ных электростанций и борьбе за электри­ фикацию народного хозяйства Западной Сибири. Автор сумел глубоко проанализи­ ровать начальный период электрификации Сибири, ранее совершенно мало исследо­ ванный, показать всю беспомощность цар­ ского самодержавия в использовании си­ бирских рек и богатейших запасов мине­ рального топлива для организации произ­ водства электроэнергии и цивилизации на­ селения этого края. Весьма обширная документальная база, анализ разнообразных источников позволи­ ли В. Алексееву нарисовать объективную и многоплановую картину жизни и борьбы первых энтузиастов, пришедших по зову партии на энергостройки Сибири. Теперь Западная Сибирь,—подчеркивает автор,— имеет современную энергетическую базу, успешно питающую развитую социалистиче­ скую индустрию, сельскохозяйственное про­ изводство и транспорт.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2