Сибирские огни № 02 - 1972
военачальников, тех, с кем сталкивала его судьба на военных дорогах —Маршала Со ветского Союза Тимошенко, генералов Пур- каева, Рябишева, Потапова, Черевиченко, Харитонова. Костенко и многих других. Перед нами проходят, однако, не только военные руководители, но и сотни малоизвестных героев первых сражений Ве ликой Отечественной войны. Им отданы лучшие страницы мемуаров, написанных ■простым и ясным языком. «В начале войны» —книга мужественная, патриотическая, правдивая от первой до последней строки. В этом ее достоинство, привлекающее советского читателя. Вновь и вновь становится ясным: глубокое созна ние благородства цели, во имя которой сражались наши воины под руководством Коммунистической партии, помогло им ус тоять в неравной борьбе, а затем одер жать велигаао победу. Л. ВЕЙСМАН Валерий Дементьев. Леонид Мартынов. М„ «Сов. писатель», 1971. Цель книжки Валерия Дементьева о -Леониде Мартынове выражена не декла ративно, а самим ходом анализа творче ского пути поэта: все творчество его — большое и непреходящее явление современ ной советской литературы, а потому надо обоснованно показать место и роль его поэ зии в духовно-эстетической жизни нашего ■общества, определить идейно-смысловые н словесно-художественные особенности труда поэта в движении, в развитии. Валерий Дементьев — критик вдумчи вый, со сложившейся методологией и куль турой литературоведа, выступающий в по следние годы с оригинальными работами о современных поэтах (статьи об А. Твар довском, С. Орлове, книги о поэтах «воен ного поколения», о С. Щипачеве, Я. Сме- лякове, А. Прокофьеве). Книга о Леониде Мартынове — не просто «очередное» вы ступление критика, но большой зрелый труд. Главное ее достоинство — в убеди тельном раскрытии и анализе проблемы ак тивного участия поэзии Л. Мартынова в жизни советской литературы от двадцатых годов по настоящий день. По верной логике критика, творчество поэта —необходимое •звено в цепи достижений советской литера туры, когда поэт «сам обратился в слово» (по прекрасному выражению М. Приш вина). Критик не выдумывает некоей удобной •«сюжетной» линии в организации материа ла —он ее находит в самой поступательной истории творческого поведения поэта, на чиная, конечно, с романтического взлета мечты о Лукоморье. Здесь я хочу пояснить, что «Лукоморье» — не просто цикл стихов Л. Мартынова, но идея-мечта поэта о «зем ле счастья и высокой человечности». Так вот эта идея-мечтг) в разных состояниях его судьбы им терялась и вновь обреталась. Только с такой чуткостью и тактом нужно было критику войти во внутренний мир поэ та, чтобы оценить истинную роль эстети ческих открытий молодого Л. Мартынова. Критик не «поясняет» и не «растолковыва ет» стихи поэта, а побуждает читателя по нять, почувствовать, порадоваться духов ному богатству мартыновской лирики в своеобразии ее содержания и формы. Чем ближе подходит лирическая биография поэ та к нашим дням, тем ближе осуществле ние мечты о всенародном Лукоморье. Книга В. Дементьева в подлинном смыс ле слова исторична. Такой объемности в ха рактеристике этапов творческого развития поэта не было в предшествующей литера туре о Л. Мартынове. Эту литературу, кста ти сказать, с научной добросовестностью изучил В. Дементьев и воздал ей должное в своей работе. Нельзя не одобрить содержательный экскурс критика в сибирский период дея тельности раннего Л. Мартынова, когда по эт осознал «всепоглощающую страсть» по этического слова, и эта страсть не вошла в конфликт с журнально-газетной «служ бой» писателя в двадцатые годы. Марты новское «видение мира» позже вобрало в себя «новое свойство», рожденное сбли жением поэта с историей Сибири: это свой ство •—историзм художественного мышле ния. Но критик, следя за логикой развития художника, отнюдь не склонен к выпрям лению сложного процесса становления по эта. Напротив. В. Дементьев задерживает ся на определении специфики трудностей духовного роста молодого Л. Мартынова. Очень убедительно и интересно расска зано в книге о том, как поэт боролся за ус тановление своей художественной незави симости, за право на неповторимость, за свободу поэта на самовыражение. Критик справедливо видит в этом неизбежный процесс самоопределения творческой лич ности «в сообществе других», активное вы ражение воли поэта к участию в общест венно-полезной деятельности («Есть на земле высокое искусство будить в народе дремлющее чувство»). Автор исследования не скрывает и неко торой односторонности в позиции поэта в те далекие годы, называя ее словом «свое нравие», односторонности, грозившей Л. Мартынову некоторыми осложнениями вплоть до провозглашения им идеи проти вопоставления «реальности искусства»... «иллюзорности действительности». Если бы критик эту шаткость позиции молодого ли тератора сделал определяющей в оценке творческой практики поэта тех лет, он до пустил бы крайность ригориста. Но кри тик справедливо отметил, что Л. Марты нов, выступая против вульгаризаторов, отождествителей жизни и искусства, своей повседневной работой служил «людям, со временникам, их потомкам» и тем самым преодолевал соблазны субъективизма. Кри тик дает верную высокую оценку таким
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2