Сибирские огни № 02 - 1972
ное через годы пребывания в Германии? А гибель Ростислава? Путь Никиты к пониманию происходя щего вокруг вовсе не был чем-то из ряда вон выходящим. И путаников, и людей, же лающих остаться в стороне, и других лю дей, видящих в революции прежде всего ущемление своих исконных прав, было мно жество. Но из них также надо было строить новое общество, они также должны были стать одной из его составляющих. В апреле 1919 года В. И. Ленин выска зывался на сей счет достаточно определен но: «...Старые социалисты-утописты вообра жали, что социализм можно построить с другими людьми, что они сначала воспита ют хорошеньких, чистеньких, прекрасно обученных людей и будут строить из них со циализм. Мы всегда смеялись и говорили, что это кукольная игра, что это забава ки сейных барышень от социализма, но не серьезная политика. Мы хотим построить социализм из тех людей, которые воспитаны капитализмом...»1. А в феврале 1921 года Владимир Ильич вновь подчеркивал, что «инженер придет к признанию коммунизма не так , как пришел подпольщик-пропагандист, литератор, а че рез данные своей науки, что по-своему при дет к признанию коммунизма агроном, по- своему лесовод и т. д.».1 2 В романе Федина речь как раз и идет о таком своем, очень специфическом призна нии художником рожденного революцией нового мира, о признании, немыслимом без убежденности, что искусство, служению ко торому отдана вся жизнь, нужно, необходи мо этому новому миру. Надо лишь отдавать себе отчет, что признание Никитой правоты Ростислава, Родиона Чорбова, Шеринга еще не означало для художника разрешения всех противоречий, в которых так глубоко увяз и так долго беспомощно барахтался его герой. «Он мог часами смотреть на рояль, без страха, без опасений за свою судьбу, за'Рту свою судьбу...—пишет романист.— ... И в то же время другая судьба наполняла его тоскою. Эту другую судьбу надо было так же делать, как первую. И здесь, как в му зыке, надо было одолеть препятствия, прой ти скорбный послух...». Но на этот второй «послух» сил у Никиты как раз и не оста лось. И это тоже имел в виду писатель, го воря о трагедийной природе своего романа. В любимой, подобно Старцову, Никита всегда ищет прежде всего опору. Такой опо рой была для него в годы пребывания в Германии Анна. Такую же опору он, даже не отдавая себе отчета, пытается найти и в Ирине, но та слишком быстро воспротиви лась этому: «—Мне становится тяжело с Вами. Все одно и то же: труд, труд, труд! Скажите мне, а я, что же я? Неужели вы не видите, что быть только средством... что я... ну, я 1 В. II. Л е н и н . Поли. собр. соч., т. 38, стр. 53. 2 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 42, стр. 340. не знаю, как сказать!.. Я начинаю чувство вать, что нужна была для ваших симфо ний...». И даже Варвара Михайловна, Варенька, роковая любовь которой к Никите не раз заставляла критиков вспоминать Настасью Филипповну Достоевского, не сможет вы держать «соперничества» с музыкой и пов торит, по сути дела, сказанное уже Ириной. «Никита своим творчеством уплачивает свой общественный долг,—писал еще в 1923 году И. Оксенов.— Искусство Никиты —это его «служба» революции. Но вершин своего творчества Никита достигает путем тяже лых шатаний своей личной судьбы, путем «утрат». Если изобразить личный путь Ни- киты-человека и его путь, как композитора, графически в виде кривых, окажется, что эти кривые идут в различных направлениях... В то время, как «линия искусства» непре рывно стремится вверх, к новым достижени ям, кривая жизни Никиты-человека так же закономерно спадает вниз, отмеченная ря дом последовательных потерь... Никита остается один. В этом расхож дении линий его «двойной судьбы» — ...ос новная тема романа, тема трагедии худож ника».1 С судьбой среднего из трех братьев Ка ревых так или иначе связано все происходя щее в романе, это очевидно. Но так же, как в свое время в «Городах и годах» основная тема решалась в столкновении двух цент ральных героев, Андрея Старцова и Курта Вана, в «Братьях» через весь роман прохо дит противостояние Никиты Карева и Роди она Чорбова. Жизненный путь Родиона изображается далеко не столь подробно, как путь Никиты, и, вместе с тем, гораздо более подробно, не жели путь Курта в «Городах и годах». В биографии лоцманского сына, особенно в первой половине романа, немало «белых пя тен». Да и рассказ о детстве его и в еще большей степени о приобщении к револю ционной деятельности дан то в форме снов героя, то в форме воспоминаний, так что у читателя где-то может даже и зародиться сомнение, сразу ли задуман был Родион как один из главных героев романа, не соби рался ли автор поначалу не уделять ран ней биографии героя столь большого вни мания и лишь потом, убедившись в невоз можности обойтись без этого, спешит, как бы задним числом, дополнить биографию в снах и воспоминаниях? Но как бы там ни было, совершенно оче видно, что характер Родиона исследуется Фединым гораздо более пристально, чем в свое время характер Курта Вана. К тому же он в принципе иной, этот новый большевик из второго романа писателя Не говоря уже о том, что это характер русский, русский не по одной своей национальной принадлеж ности, но и по самой своей сути, роль его в романе также иная. 1 Инн. О к с е н о в . «Братья» Конст. Федина. «Звезда», 1928, № 7, стр. 127—128.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2