Сибирские огни № 02 - 1972
ха, увидел прозрачность солнечного дня, ощутил натекающую в мышцы силу, и вдруг около его ушей обвалилась непрони цаемо-тяжкая стена, и к нему вернулся слух». Вернулся слух —это уже образ-символ, ибо речь идет здесь не просто об одном из пяти человеческих чувств, но и о слухе му зыкальном. Так отчаянная горечь утраты оказывается еще и первой радостью —ра достью приобретения... И это ощущение пе ремены в своей жизни не покидает отныне Никиту уже и при возвращении в свою «пылинку», при дальнейшей работе над симфонией. Наоборот, оно усиливается, до стигая апогея в главе первой «Концерта». «Рядом с Никитой прислонились к ко лонне два матроса, обнявшись и приятель ски болтая о каком-то вздоре. Они шелу шили подсолнечные семена, аккуратно со бирая в горсть кожуру. Волосы матросов были всклокочены, воротники расстегнулись и топорщились, словно по залу гулял ветер. Никита вспомнил о Вагнере (концерт открывался увертюрой «Риенци») и пожал плечами. ...Потом музыка отвлекла его, он стал привычно различать звуковые сочетания, отыскивая связь их с основным мотивом. ...Никита беспокойно огляделся и вдруг заметил матросов. Они выпятили всклокочен ные готовы вперед. Их отважные, грубые лица были возбуждены. Матрос, стоявший ближе к Никите, держал своего товарища за локоть, и Никита видел, как медно-кра сная рука сдавила этот локоть тисками». Позже, упоминая об этом эпизоде, во очию убедившем Никиту в нужности его «дела» не только для избранной публики, но и для людей, казалось бы, случайных в зале консерватории, кое-кто из критиков выражал сомнение в художественной дос товерности описываемого. К сожалению, в то время никому и в голову не пришло сравнить текст романа с текстом малень кой заметки Федина «Музыка будущего», появившейся в свое время в «Петроград ской правде» и дающей достаточно точное, буквально «с натуры», впечатление от соб ственных ощущений автора заметки от концерта Сергея Кусевицкого. «Предо мной —два матроса. Кажется, что от них пахнет ветром. Так загорелы их лица и грудь, так легки мат роски, всклокочены волосы. Контур их профилей отважен и груб. Несмелая, худосочная мысль сверлит, надоедает: — Что могут понять они в поэмах Скря бина, увертюрах Вагнера? Их ухо привык ло к свисту ветра, грохоту и вою снарядов, треску военных оркестров, мелодии бес смысленных частушек... Звуки оторвали меня от лиц, от зала, от самой жизни... Не понимаю, почему опять взглянул я на матросов. Но никогда-никогда не забуду картины, вспыхнувшей перед моими глазами. Матрос, который стоял рядом со мной» жилистой рукой своей впился в локоть то варища. Как отлитая из бронзы, рука эта не выпускала добычи, а судорожно, как в мертвой хватке, давила, давила ее». Трудно не заметить близости двух от рывков. «Эту страшную муку мастера музыки пережили, перестрадали... матросы, которые привыкли к мотивам частушек и пошлых маршей. О, да, тысяча раз да! Вагнер писал свою музыку для таких слушателей!»1—эти. слова заключают заметку в «Петроград ской правде». Сходные чувства, счастливую легкость, пишет Федин, почти умиление, которое дав но уже его не посещало, испытывает и Ни кита. Это не значит, разумеется, что сомненья навсегда покинули его. «Старцовское» на чало в Никите еще достаточно сильно, его иногда надо просто побуждать к дей ствию, побуждать со стороны, как это и делает Ирина. И вместе с тем, основное ощущение, не покидающее Никиту после концерта,—это осознание правоты Ростис лава: Никита готов служить времени уже не просто смотря и слушая, но и поставив на службу ему свой талант. Подобная эволюция Никиты породила в свое время среди части критиков извест ное недоумение. «Мог ли такой человек, как Никита,— спрашивал один из рецензентов романа,—- отразить в своей музыке «все то великое, что принесла нам революция», как уверяет нас в этом Федин словами статьи компози тора Ю. А. Шапорина? Не‘т, не мог. Чело век, в сущности не живший радостями и пе чалями действительности, не мог отразить в музыке своей то, что несла с собою ве личайшая и новая могучая струя жизни. И если Федин в заключительных строках своего романа утверждает, что «мир отвер гал Никиту Карева, чтобы принять», то мы не можем этому поверить»* 2. «...Если уж говорить правду,— не мог» это просто невероятно, чтобы Никита Ка рев, чуждавшийся гражданской войны и ре волюции, действительно создал симфонию, в которой «смысл величайшей революции», и т. п.»3. Но вряд ли, думается, упреки эти были справедливыми: история тех лет, когда каж дый прожитый год был равен по своему воз действию на людские судьбы иному деся тилетию мирной, спокойной жизни, знает примеры и более разительных перемен в че ловеческом сознании. «Не жил радостями и печалями действительности?» А 1905-й год,, воспоминание о котором врезалось в память- на всю жизнь? А чувство Родины, пронесен' «Петроградская правда», 15 июня 1920 г. 2 С. Д о л о в . Мастерство холодной грусти (О романе Конст. Федина «Братья»), «Революция к культура», 1928, № 14, стр. 79. 3 И. М а ш б и ц - В е ц о в. Писатель и со временность. М., изд. «Федерация», 1931, стр. 131.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2