Сибирские огни № 02 - 1972
летне века —середина двадцатых его годов. А в центре —судьба героя, пытающегося, подобно Андрею Старцову, поначалу стать «над схваткой», ищущего свой собственный путь «к центру круга», свой жизненный «взвоз», и в поисках этого «взвоза» совер шающего одну ошибку за другой. Во многом совпадают и биографии героев: и того и другого первая мировая война застигает в Германии; там же оставлена первая лю бовь, воспоминание о которой преследует всю жизнь и заставляет при каждой следую щей встрече с женщиной отыскивать в ней те подчас едва уловимые черты, что напо минают о самой первой и самой большой любви... И в одном и в другом романе — попытка создать образы строителей нового мира, носителей исторической правды, за которыми будущее и которые во многом противостоят главному герою. И там и тут общность композиции, ее «смятенность» (если «Города и годы» открывались пос ледней по времени действия главой, то «Братья» начинаются с предпоследней, с «комплекса,— оставит писатель запись на обратной стороне одной из страниц рукопи си «Братьев»,—основных ощущений, кото рые потом развертываются путем развития и отступлений в прошлое»1. Наконец, и в одном и в другом романе —две развиваю щихся в известной мере самостоятельно, автономно (хотя в «Братьях» это и ощуща ется в несколько меньшей степени) сюжет ных линий: «романическая» и «историко бытовая», как характеризовал их писатель в годы работы над первым романом; или «собственно роман» и «материал для исто рии», как назовет он их в плане «Братьев»1 23. Но судьба Андрея Старцова в «Городах и годах» —лишь один из возможных ва риантов пути героя-интеллигента в эпоху революции: центральный герой, на протяже нии почти четырех из семи описываемых в романе лет оторванный от родной почвы, герой, в глазах которого личное, любовь к Мари, заслонило подлинный смысл событий, происходящих на его родине; взаимоотно шение этого героя и Курта, с его «голов ным», «рассудочным» представлением о за дачах революции, с одной стороны, и этого героя и Мари, воспринявшей революцию не столько сознанием, сколько сердцем, с дру гой,— во всем этом было очень много верно го, но вместе с тем за этим просматривался лишь маленький, хотя и несомненно увиден ный очень зорким художником, кусочек действительности... А что если ту же те му взять шире, нежели в первом романе, взять преимущественно на отечественном материале и предоставить центральному герою возможность самому на глазах чита телей пройти какой-то кусок своей жизни той каменистой дорогой, которой прошли, в кровь сбивая ноги, миллионы его сооте- 1 Цит. по: М. И. В ы го и. Сюжет и компози ция романа К. А. Федина «Братья» в свете его творческой истории. «Известия Крымского педаго гического института гм. М. В. Фрунзе», т. XXVI, вып. 1, Симферополь, \957, стр. 31, 3 Там же, стр. 29, чественников? И если вопрос о путях интел лигенции в революции решать не в широком общегуманистическом плане, не с позиций человека, для которого главное в жизни — любовб, отодвинувшая на второй план и чувство долга, и чувство товарищества, а с позиций человека, для которого главным в жизни станет вполне конкретное дело,, притом такое, которому посвящена вся жизнь? И если противостоять этому герою будет не «железный» Курт, всегда заранее уверенный в своей правоте, а герой, изобра женный со своими слабостями и недостат ками, герой, чей жизненный путь пересекает ся с путем центрального героя на протяже нии всего романа, противостоящий не только- в .понимании событий, разломивших надвое- мир, но и в любви? Жизненный путь Никиты Карева, как он изображен в «Братьях», —во многом цепь трагедий и утрат. «Искусство трагедийно — такова основная идея романа «Братья»1, —- эта мысль неоднократно повторялась уже в первой, посвященной творчеству Федина книге— «Путь к реализму. О творчестве Конст. Федина» Д. Тамарченко. И писатель- тогда же соглашался с этим выводом: «Вер ным показалось мне... определение темы «Братьев», как трагедийной природы искус ства. Неверно только критик вспоминает здесь «философию страдания» Ф. Достоев ского»2. Впоследствии это высказывание автора «Братьев» неоднократно ставилось крити кой ему в вину, а в самом признании тра гедийной природы искусства усматривалась чуть ли не порочная идея, во многом поме шавшая Федину дать верное решение воп роса о взаимоотношениях личности и об щества в первые послереволюционные годы. Отзвуки подобной трактовки романа не редки и сегодня. «Основная трагедия Карева, полагает автор, в неизбежном отрыве художника в самом процессе творчества от большого ми ра, в уходе в свой маленький, узкий ми рок, в свою «пылинку»,— пишет Б. Брайни- на.— В тот момент, когда Никита только начал приглядываться к бескрайному про стору земли, «ему дали в руки пылинку и принудили ограничить ею весь мир. Разве это справедливо?» Нет, несправедливо, но неизбежно, и потому неизбежна трагедий ность искусства, говорит автор. Этот ложный конфликт был продиктован пережитками . индивидуализма, неясным представлением о взаимоотношениях лич ности с обществом. Отсюда серапионовско- формалистическое утверждение необходи мости для художника пребывания в изоли рованном мирке чисто профессиональных интересов, отсюда «достоевщина» —идея святости и неизбежности страдакий»з. 1 Д. Т а м а р ч е н к о . Путь к реализму. О творчестве Конст. Федину. Изд. писателей в Ле нинграде, 1934, стр. 68. • 2 Конст. Фе д и н . О книге Д. Тамарченко. «Литературный современник», 1934, № 6, сгр. 180. 3 Б. Б р а й н и н а . Константин Федин. Очерк жизни и творчества. М., Гослитиздат, 1962г стр. 122.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2