Сибирские огни № 02 - 1972
и потому, что каждый раз рядом с Куртом оказывается Андрей, и тотчас появляется возможность сопоставления двух характе ров. И если односторонность гуманизма Старцова, его эгоцентризм при таком сопо ставлении совершенно очевидны, то ведь и бескомпромиссность Курта Вана тоже настораживает. Так же, как отвлеченный гу манизм Старцова мертв без правды Курт'а, правда Курта слишком ригористична и жестка без гуманизма Андрея. «Меня радует, что вы сумели полюбить Андрея,—напишет писатель вскоре после завершения «Городов и годов» А. Кранди- евской.—Этому несчастливцу — предви жу — придется испытать жестокое оплева- ние. (Он, конечно, человек с негодной для наших дней «идеологией».)... И Курт по-сво ему, конечно, прав: частная правда, правда его идеологии не могла понять преступления Андрея, не могла —стало быть — прими риться с ним. Может ли так поступить ху дожник? Друг? Товарищ? Может. Есть художники, которым чувство жалости отвра тительно так же, как мне —чувство жесто кости. Курт мне чужд. Вы правы: я наделил Андрея лучшим, что мне известно. Но я на делил его также самым горшим: отчаянием. Мир жесток, к несчастию. Курт —только исполнитель»1. В недалеком прошлом художник, на по лотнах которого жил многоцветный мир красок, в революционной борьбе Курт раз личает преимущественно два контрастных цвета. И в будущем он неминуемо должен был бы встать перед выбором: либо признать свои взгляды ошибочными, либо оказаться «а пути дальнейшего движения разбужен ных войной и революцией к новой жизни масс. » Но это в будущем. А пока, пока он еди нолично и с полной уверенностью в своей правоте вершит суд над бывшим другом. «Стекло не сваривается с железом, и мы не в силах изменить что-либо в судьбе Анд рея»,—за этими словами —столкновение двух разных типов гуманизма, в этом не легко давшемся самому писателю призна нии —голос суровой, не допускавшей ком промиссов и колебаний эпохи. И вместе с тем, при всей справедливости вынесенного Старцову приговора («...Он сам обрек себя справедливому возмездию»,—скажет трид цатью годами позже Федин в очерке «К роману «Города и годы»), центрального ге роя романа жалко, ибо вместе с ним поги- •бает и то, что так выгодно отличало его от Курта... И от этого ощущения тем труднее избавиться, что принятое и осуществленное Куртом Ваном решение — пусть в романе •его и одобрил комитет семерых — во мно гом все же его частное решение: так и ка жется, что он выносит приговор человеку, спасшему от справедливого возмездия не только Шенау — «друга мордовской сво боды», но и мецената маркграфа Шенау, с 1 «Творчество К. Федина», М., «Наука», 1966, стр. 398— 399. которым у Курта свои личные давние счеты... В самой первой главе, «о годе, которым завершен роман», Андрей пишет последнее письмо Мари: «Мне вспомнилось, как я зимой на толкнулся на собачонку, которая царапала передними лапами запертую дверь. Хозяин собачонки спал, что ли, а может, не хотел отворять двери: была вьюга. Я подошел к двери и увидел на притоптанном снегу крас ные следы собачьих лапок. Собачонка, ца рапая дверь, раскровенила себе лапы. Она не могла понять, что вовсе не нужна на этом свете. Я это понимаю. То есть про себя...» По существу, Андрей здесь сам выносит себе приговор. Курт, подчеркивает писа тель, лишь исполнитель этого приговора: он сделал для Андрея «все, что должен был сделать товарищ, друг,, художник». И все-таки трудно сегодня избавиться от ощу щения, что приговор Старцову слишком жесток и что эта жестокость —не столько непременное условие революции, сколько прикрываемая именем революции. Невольно на ум приходит мысль: а что было бы, если б суд над Андреем вершил не Курт с его в какой-то мере все-таки частной правдой, а кто-либо другой, вершил по законам также достаточно суровой, но более отвечающей высоким целям будущего правды, которая не позволила бы суду пройти мимо слов, написанных за два года до бесславной ги бели Андрея: «Нельзя, не из чего строить коммунизм иначе, как из человеческого ма териала, созданного капитализмом... нельзя изгнать и уничтожить буржуазную интел лигенцию, надо победить, переделать, пе реварить, перевоспитать ее —как перевос питать надо в длительной борьбе, на почве диктатуры пролетариата, и самих пролета риев, которые от своих собственных мелко буржуазных предрассудков избавляются не сразу, не чудом, не по велению божией матери, не по велению Лозунга, революции, декрета, а лишь в долгой и трудной массо вой борьбе с массовыми мелкобуржуазными влияниями»1? Конечно, приговор такого суда был бы также суров, но был ли бы он так же безжа лостен? ...Не прошло и двух лет со времени за вершения работы над «Городами и годами», как писатель вновь вернулся к проблемати ке своего первого романа. Вернулся, чтобы поставленные в нем вопросы попытаться решить по-новому... Нетрудно заметить, что «Города и годы» и «Братья» сближает уже общий круг проб лем: гуманизм нового мира и пути строи тельства этого мира, взаимоотношения личности и общества в эпоху социальных перемен столь колоссальных масштабов, искусство и революция. Да и действие но вого романа ограничено примерно теми же хронологическими рамками: первое десяти- ' В. И. Ле н и в , Поли, собр, соч., т, 41, стр. 101,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2