Сибирские огни № 02 - 1972
шают герои, а героев так мало на этом све те», и побег не удается. Лишь тогда, ког да перед ним открывается долгожданная возможность беспрепятственного возвраще ния в Россию, Андрей действительно совер шает свой первый поступок на пути к «пе реустройству» мира — оставляет, наконец, Мари и отправляется на родину... Ее нелегко узнать, родную землю, бо лее того, оказывается, к ней надо привы кать заново: пронесшиеся социальные бури изменили и облик страны, и сознание насе ляющих ее людей. Зато какие широкие воз можности открываются здесь перед Андре ем для строительства новых человеческих отношений! г Увы, первая же встреча с Куртом пока зывает, что перейти от мечты к делу гораз до труднее, нежели это представлялось Андрею на чужбине. Он, как и раньше, не навидит войну («Я остался прежним,— заявляет он,— мне отвратительно само сло во война»), но на вопрос Курта: «Чем ты уничтожишь войну, если не войной же? Не сопротивлением войне?» —- у него нет отве та. Потому что одно лишь признание сво его бессилия понять происходящее —это еще не ответ в обстановке, требовавшей прежде всего активных действий. Абстракт ный, внеклассовый гуманизм Андрея оказы вается неуместен в эпоху ожесточенной борьбы классов. «Кровь, кровь — вот что тебя пугает,— кричит Курт.— И эта вечная опаска, что зло рождает зло. А что ты можешь предло жить мне взамен зла? Из меня тянут жи лы, по ниточке, без остановки всю жизнь. И мне же предлагают строить эту мою жизнь на добре, потому что —зло рождает зло». Спор Курта Вана с Андреем Старцовым в восприятии читателей первого фединского романа выходил далеко за рамки частного спора двух литературных героев. Ведь воп рос о том, можно ли злом бороться со злом, стоял в конце десятых — начале двадцатых годов не перед одним Старцовым. Десятки тысяч самых разных людей мучительно би лись над ним. Хочется напомнить, разумеется, не как параллель к спору двух литературных пер сонажей, но как свидетельство того, что сама жизнь настоятельно требовала реше ния подобных вопросов, об одном вполне конкретном споре, о котором Федин в те годы не мог, естественно, знать,—о споре А. В. Луначарского с Роменом Ролланом в 1915 году, в самый разгар первой мировой войны. «Он говорил,— вспоминал Луначарский о своей встрече с Ролланом в Женеве,— что войн довольно, что он хочет остаться вне драки, но я доказывал ему, что если действительно будет драка между буржуа зией и всем тем, что дает надежды на оз доровление человечества, то вовсе не будет заслугой для него остаться в стороне, и он окажется во всяком случае не выше этого, а ниже, он будет путаться между ногами дерущихся. Он на меня рассердился, много говорил о новом кровопролитии, кидался толстовскими фразами о том,, что злом нельзя бороться со злом, и т. д.». По существу, близких взглядов, но уже в обстановке гражданской войны в России, придерживался, как известно, и В. Г. Коро ленко. Вот свидетельство того же Луначар ского: «...Опрокидывая все на своем пути, ро мантически, фантастически, как казалось Короленко,— поперла крестьянская, проле тарская громада, все дальше и дальше,—на свою гибель! —думал Короленко,—на ги бель и путаницу всех подлинных путей ре волюции —какими она должна была ехать по расписанию поездов... Если даже сам Горький смог на некоторое время отсту питься,—то как было не сделать этого Ко роленко?» И если уж такие, известные своими де мократическими воззрениями, лучшие пред ставители европейской интеллигенции, как Роллан и Короленко (и не только они!),, призывали к отказу от насилия, провоз глашая, что злом нельзя бороться со злом, то чего же было ожидать от среднего рос сийского интеллигента, оторванного на долгие годы от родной почвы и пытающе гося утвердиться на ней по существу зано во? За спором Курта со Старцовым —сама жизнь с ее как никогда обострившимися, подчас трагедией оборачивавшимися проти воречиями. Даже подведенный жизнью к призна нию необходимости того зла, которое неиз бежно в борьбе с неизмеримо большим злом свергнутого, но все еще сопротивля ющегося мира, Старцов для себя лично за ранее избирает роль наблюдателя событии. И если он готов принять в них участие, если он рад поехать с Куртом в Семидол, то не потому, что принял его правду серд цем, а потому, скорее, что боится опять остаться один на один со своими спутавши мися мыслями. И выступление перед плен ными, и участие в наступлении на Сань- шино —все это действия, совершаемые ге роем не столько потому, что он не мог их не совершить, сколько под влиянием сло жившихся обстоятельств, во многом им пульсивно. И в первом и во втором случае Старцов действует, подчиняя себя другим, но делает он это не для других и не во имя других, а прежде всего для самого себя... Поэтому же после сражения под Сань- шином, когда, пишет автор, «все будущее было в том втором шаге, который делался за первым», Андрей, для которого по-преж нему главным в жизни остается любовь, связывает этот свой второй шаг исключи тельно с Мари: «Он верил, что Мари —бу дущее, что она —тот второй шаг, который он сделает следом за первым». И когда бежавший от возмездия Шенау умоляет Андрея дать ему возможность вернуться в Бишофсберг, в город, где осталась Мари, он не колеблясь помогает «другу мордов-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2