Сибирские огни № 02 - 1972
собственным жизненным опытом автора, то не будем же забывать и о том, что этот жизненный опыт, притом отнюдь не в «чис том» его виде, писатель раздает своим ге роям примерно так же, как —воспользуем ся выражением самого Федина —«компози тор раздает голоса инструментам оркестра». Естественно, при этом роль различных му зыкальных инструментов в оркестре ока зывается далеко не одинакова; каждый из них ведет свою собственную партию, но ведь в одном случае может исполняться произведение, где партия каждого инстру мента, условно говоря, «растворена» в об щем звучании оркестра, в другом случае тот же оркестр может сопровождать соль ный концерт одного из инструментов... «Города и годы» —как раз этот второй случай. В романе Федина также есть свой «солист». Потому что путь Андрея Старцо- ва через первую мировую войну и через ре волюцию интересует автора прежде всего, и все сюжетные нити романа тянутся к Старцову, а судьбы всех остальных героев, прямо ли, косвенно ли, связаны с его судь бой. В одном из писем Федина, где речь идет, в частности, о замысле «Городов и годов», есть такие строки: «Центр событий— 1919 год, в русской провинции (уездный город и деревня). От дельные главы посвящены Петербургу (1919), Москве (1918), Немецкой провинции (1916—1917), Нюрнбергу (1914) и т. д. Уча стники —красные и белые, коммунисты и маркграфы, инвалиды, артистки, летчики, попы и монашенки, крестьяне и помещики, башкирские кавалеристы и академики. Ма териал—быт. Сюжет есть, в двух парал лельных плоскостях: романической и исто рико-бытовой»1. Это свидетельство во многом объясняет замысел «Городов и годов». План романический, позволяющий по казать метания центрального героя, его безуспешные попытки решить для себя проблему добра и зла, сложные взаимоот ношения с Куртом Ваном и не менее слож ные и запутанные —с Мари... И план исто рико-бытовой, вбирающий в себя изображе ние Германии накануне войны и сразу же после ее объявления, жизнь шумного, празднующего свой «гинекологический се зон», Эрлангена и жизнь маленького Бишофсберга с его почтенными бюргерами в котелках и визитках; холодный, и голод ный, готовящийся к встрече Юденича Петер бург, с его трудовой повинностью, давно уже ставшей привычкой, и тревоги Семидо- ла, этого «идиллического курятника», раз буженного внезапными раскатами грома... Оба эти плана, и романический, и исто- 1 Отдел рукописей ИМЛИ, ф. 136, ед. хр. 12. Письмо к П. Н. Зайцеву от 20 октября 1922 года, из которого взяты цитируемые строки, напечатано в сборнике «Творчество Константина Федина* («Наука», М., 1966). К сожалению, в сборнике допущена опечатка, вынуждающая цитировать текст по оригиналу фединского письма. рико-бытовой, отчетливо просматриваются- в романе, причем «историко-бытовой», план «Городов и годов» выступает не просто как фон для изображения «романической» инт риги. Он —составная часть широкого сю жета, позволяющего жизнь отдельных ге роев проверить жизнью страны, жизнью на рода, и проверка эта беспощадно обнажает лживость и узость взглядов и позиций одних героев и подтверждает правоту взглядов и позиций других. В Андрее Старцове, с которым читатель встречается в 1914 году в Германии, почти сразу же обращает на себя внимание на стороженное отношение к окружающей, его обстановке откровенного самодовольства и национальной нетерпимости. Именно эта черта характера героя позволяет наметить различия между ним и Куртом. Поначалу эти различия, впрочем, почти не бросаются в глаза, они воспринимаются, скорее, как различия вкусов, взглядов. Но едва в мир ное течение жизни врывается война, как друзья, только что клявшиеся в дружбе па всю жизнь, оказываются по разные стороны незримой черты, что пролегла внезапно не только между прошлым и настоя щим отдельных людей, но и между прош лым и настоящим целых государств и народов. Чувство ужаса и ощущения того, что- человечество отравлено ненавистью, овла девает с началом войны Андреем Старцо- вым. А пришедшая вскоре любовь и необ ходимость прятать ее от чужих глаз не мог ли этого чувства не усилить. Тогда-то и- рождается в голове героя мысль о необхо димости переустройства мира таким обра зом, чтобы счастье одних не строилось на- несчастье других, в том числе и на его, Старкова, несчастье. В разговоре с Мари,, с любимой, он попытается сформулировать эту мысль впервые. «— Вот уже третий год, как я смотрю- на казни. Каждую секунду умирают люди. Мы все стоим в очереди к эшафоту. И я думаю все чаще о палаче. — Судьба? — Люди, а не судьба. — Какие люди? — Мы с вами. Все. Он подвинулся ближе к Мари, взял ее руку, провел по ней ладонью, ощутил теп лоту и ровность кожи и еще тише сказал: — Мы обрекли сами себя. — Мы? — Надо было задуматься над тем,, как мы устроили мир». Читатель, который благодаря «переста новке» глав в романе уже знает, из послед него письма Андрея Мари, о стремлении героя «стать в центр круга», вправе считать этот разговор Старцова с Мари первой по пыткой такого рода. Беда лишь в том, что- за первым шагом обязательно должен по следовать второй —без этого движение впе ред, как известно, невозможно. Но этот вто рой шаг для Андрея труднее всего. Он попытается бежать. Но «побеги совер*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2