Сибирские огни № 02 - 1972
К Р И Т И К А И БИ БЛ И О ГРАФ И Я А. СТАРКОВ Герои и годы (К 80-летию К. А. Федина) В двух первых романах «Города и годы» н «Братья», написанных в двадцатые годы, К. А. Федин обращается к сдвинутому рево люцией и гражданской войной российскому быту и к зарубежному материалу, в основе которого собственный опыт пребывания художника в кайзеровской Германии во время первой мировой войны. В центре обоих произведений — тема гуманизма в новом, в муках и крови рождающемся, мире и герой-интеллигент, мечущийся в поисках своего места в этом мире, герой, пытающий ся на своем пути к народу встать «над схваткой»... В свое время и «Города и годы», и «Бра тья» вызвали ожесточенные критические споры. За минувшие с тех пор четыре с лишним десятилетия наша страна, наше общество, наконец, наша литература прош ли непростой и нелегкий путь. И, как это нередко бывает с произведениями большо го художника, затрагивающими множе ство сложнейших проблем, которые не могут быть решены однажды раз и на всегда, оба первых фединских романа от крываются сегодня новыми своими гранями, в чем-то подтверждая, разумеется, справед ливость критических замечаний, сделанных когда-то в адрес их автора, но в чем-то и решительно споря с ними... Замысел «Городов и годов» в общих чертах сложился к началу 1922 года. А с весны началась непосредственная работа над романом, и тотчас перед романистом встали все те трудности осмысления по стоянно движущейся, еще не устоявшейся действительности, которые возникали тогда не перед ним одним. «Над страной пронесся ураган револю ции. Хватили до самого неба. Раскидали угли по миру. Были героические дела. Были трагические акты. Где их драматурги? Где романисты, собравшие в великие эпопеи миллионы воль, страстей и деяний? Я вижу несколько молодых поэтов, кос нувшихся кончиками пальцев нынешних времен. Но разве не сто поэтов, сто рома нистов, сто драматургов должны были выд винуться в наши дни?» Эти слова А. Толстого напечатаны в том же 1924 году, когда были завершены «Го рода и годы»; они, естественно, не отражают истинной картины литературного развития, но основной их пафос —трудно, ох, как трудно первым, пусть даже одним из пер вых идти не хоженными до тебя или почти не хоженными путями —был близок любому из авторов первых советских романов. Конечно же, то обстоятельство, что «го ды» и «города» фединского романа — это во многом «годы» и «города» самого Феди на, не намного облегчило задачу, стоявшую перед художником. Да, у Федина не было нужды в специаль ном кропотливом изучении материала. Опыт собственного четырехлетнего пребывания в Германии, собранные и привезенные на родину в 1918 году вырезки из немецких газет и журналов и сделанные на чужбине записи и—в еще большей мере — непосред ственное участие в событиях гражданской войны в "России (вплоть до заведывания экспедицией в Отдельной башкирской кава лерийской дивизии, той самой, куда в «Го родах и годах» в «Главе первой о девятьсот девятнадцатом» судьба приводит героя ро мана, и до работы в Сызрани, из воспо минаний о которой родились многие черты провинциального Семидола),—все это со служило писателю неоценимую службу. Но разве большинство других авторов по вестей и романов о той грозной и суровой поре —В. Иванов, Д. Фурманов, Л. Сейфул- лина, А. Фадеев и многие-многие другие — не отдали героям своих произведений соб ственный, дорогой ценой добытый, жиз ненный опыт, собственные наблюдения? Если столь многие эпизоды «Городов и годов» в большей, пожалуй, чем в любом другом рома не Федина, мере порождены непосредственно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2