Сибирские огни № 02 - 1972

экспедиции к местам работ в боевом порядке»1 2. В. И. Ленин поддержал ходатайство участников экспедиции. 4 сентября 1921 года он направил в Сибревком следующую теле­ грамму: «Предлагаю срочно принять меры, чтобы местные власти не задерживали в Омске ■Ямальскую экспедицию, оказывали полное содействие отправлению ее к мес­ там работы в боевом порядке. Исполнение телеграфируйте»3. Телеграмма главы Советского правитель­ ства возымела действие. Уже через неделю, 11 сентября, заместитель председателя Сиб- ревкома Чуцкаев телеграфировал Ленину об отправке части экспедиции из Омска на пароходе «Варяг» и барже НР-453, а осталь­ ных участников —на барже НР-653. О том же Ленину докладывал зампредгубиспол- кома Аримов. Время работы экспедиции было ограни­ чено условиями Севера. Уже 10 ноября 1921 года И. М. Эльпорт доложил В. И. Ле­ нину о результатах исследований, проведен­ ных Мангазейско-Туруханской партией: «... экспедиция 1 сентября высадилась на берег Енисея при впадении в него реки Нижней Тунгуски у города Туруханска (по прежнему —село Монастырское). Экспеди­ ция отплыла по реке Турухан, следуя Ени­ сеем, Большим Шаром до города Старый Туруханск (древний город Мангазея), про­ шла вверх по Турухану маршрутной съемкой свыше 250 верст, дошедши до реки Верхней Баихи. Произведен промер по фарватеру, сня­ ты в характерных местах поперечные про­ фили, определены скорости и уклоны, засня­ ты встречные- препятствия для судоходства. Заснят план реки Турухан и берегов и опи­ саны условия плавания, также поставлены опознавательные знаки. Собран литератур­ ный и картографический материал по Туру- ханскому краю с описанием рек Таза и Туру- хана, метеорологические и общие геогра­ фические данные всего обследуемого района. На основании добытого материала состав­ ляется план работ экспедиции на будущий год»4*. По просьбе В. И. Ленина результаты ра­ боты экспедиции рассматривала группа вид­ ных ученых страны. Управделами СНК Н. П. Горбунов направил отчет экспедиции для отзыва в ВСНХ, Главрыбу и лично профессору Н. М. Книповичу. Были приняты во внимание сообщения академика А. Е. Ферсмана и профессора Кучина. Уче­ ные не сомневались, что «идея изучения Ямала, возможность его пересечения водным путем и возможность соединения каналами низовьев Оби и Енисея представляет зада­ чу огромной государственной важности»6. Наконец материалы, связанные с Ямаль­ ской экспедицией, были переданы на заклю­ чение специальной комиссии в составе ака­ демика В. А. Обручева, профессора Б. М. Житкова и заместителя председателя Комитета Северного морского пути Ф. А. Шольца. Вывод комиссии был таков: исследование Севера надо продолжать во всех направлениях, но сооружение канала — дело дорогостоящее и преждевременное. Таким образом, одна из главных целей исследования в тех условиях не могла быть достигнута — Республике остро не хватало средств на самое необходимое. В связи с этим СТО постановлением от 25 января 1922 года ликвидировал Ямальскую экспе­ дицию. Но хотя экспедиция и недолго действо­ вала, она собрала ценные сведения о ма­ лонаселенном севере Сибири, сделала попытку отыскать наиболее выгодный вари­ ант Северного морского пути. Результаты ее работы были использованы при даль­ нейших исследованиях. Предсказание В. И. Ленина о великой будущности Сибири с каждым годом ра­ скрывается все полнее. Примером тому является открытие богатейших месторож­ дений природного газа на полуострове Ямал. Ученые подсчитали, что здесь нахо­ дится половина всех разведанных запасов газа нашей страны. И это только всего на двух месторождениях: Заполярном и Урен­ гойском. В последнее время на Ямале обна­ ружены новые подземные кладовые. А ведь всего пятьдесят лет назад ученые имели самые общие представления о при­ роде этих мест... 1 Цит. «Ленин с нами». (Сборник). Свердловск, Сред.-Урал. кн. изд., 1969, стр. 89. 2 Центральный Государственный архив Октябрьской революции (ЦГАОР), ф. 180, оп. о, д. 845, лл. 22-25. 3 В. И. Ленин. Поли. собр. соч,, т. 53, стр. 338. ‘ ЦГАОР, ф. 130, оп. 5, д. 845, лл. 34,35. ь См. Сб. «Ленин с нами», стр. 90.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2