Сибирские огни № 02 - 1972
И З П Р О Ш Л О Г О М. МАСЛЕННИКОВ Ямальская экспедиция Эта страница в истории освоения наше го Севера сравнительно мало известна ши рокому читателю. В апреле 1921 года В. И. Ленин подпи сал декрет об организации Ямальской эк спедиции. Ей поручалось обследовать Ямальский и Мангазейско-Туруханский вод ные пути, выяснить возможность соединения Обской губы с Байдарацкой и низовий Ени сея с Обь-Иртышским бассейном. Новая водная магистраль могла бы значительно сократить путь плавания по Северному Ле довитому океану, что имело большое зна чение для известных Карских товарообмен ных экспедиций. В задачи экспедиции вхо дило также обследование зимних дорог Сибири: разрабатывался проект грузовых перевозок с помощью автосанных поездов. К участию в Ямальской экспедиции, орга низатором которой был Главный комитет государственных сооружений при ВСНХ, привлекались опытные инженеры, техники, квалифицированные работники разных спе циальностей. В распоряжение экспедиции передавались мощная полевая радиостан ция, аэросани «Рено», геодезическое и дру гое оборудование. По свидетельству уча стника экспедиции, уполномоченного ВЦИКа Л. А. Коробова, «все высшие цен тральные учреждения, во главе с ВСНХ. председатель В11ИК М. И. Калинин от неслись к декрету СТО с величайшим вни манием, благодаря чему Ямальская эк спедицня была организована образцово»1. Самим фактом снаряжения такой экспе диции молодая Советская республика дока зывала свою жизнеспособность несмотря на злорадные предсказания буржуазных пророков. Иностранный капитал давно рвался в Сибирь, к ее несметным природным богат ствам. «Русско-английский северный жур нал», издававшийся в Петербурге, еще в 1916 году вел кампанию за организацию Ямальской экспедиции. При этом подразу мевалось участие английского капитала. Вот выдержка из статьи «Англо-русское братание», помещенной в четвертом номере этого журнала: «Что бы там ни говорили враги всяких засилий, ясно, что без иност ранных капиталов России не обойтись для разработки своих неисчерпаемых богатств. Нельзя поэтому не приветствовать на чавшиеся работы нашей экспедиции, при ближающей нас с каждым днем к нашей могучей свободно-любимой союзнице— Англии». Однако, дальше разговоров об англо-рус ском «братстве» дело не пошло. Настоя щие научные изыскания организовала но вая, Советская власть. 19 июля 1921 года экспедиция выехала из Москвы. Одна группа ее участников нап равилась к месту работ через Омск, а дру гая — через Красноярск по Енисею. В начале августа 1921 года первая пар тия экспедиции прибыла в Омск. Здесь ей пришлось задержаться из-за того, что ряд ответственных работников Сибревкома и Комитета Северного морского пути, недо оценивая значения экспедиции, не оказали ей нужного содействия. 22 августа началь ник экспедиции И. М. Эльпорт направил телеграмму В. И. Ленину. «... Задания Ямальской экспедиции,—от мечалось в телеграмме,— весьма обширные, чрезвычайно полезные для РСФСР, всесто ронне обдуманы и одобрены учеными спе циалистами, что подтверждено совещанием Комитета Севера при географическом об ществе и Академии наук от 30 мая сего года... Она снабжена превосходно, вполне подобающе культурной стране, произведе ны массовые затраты, отвлечены со своих мест люди, вполне подготовившиеся к пред стоящей им работе... руководимые любовью к науке и Северу... Поэтому убедительно от имени всей Ямальской экспедиции хода тайствую о предписании Сибревкому ока зать всемерное содействие отправлению
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2