Сибирские огни № 02 - 1972

И З П Р О Ш Л О Г О М. МАСЛЕННИКОВ Ямальская экспедиция Эта страница в истории освоения наше­ го Севера сравнительно мало известна ши­ рокому читателю. В апреле 1921 года В. И. Ленин подпи­ сал декрет об организации Ямальской эк­ спедиции. Ей поручалось обследовать Ямальский и Мангазейско-Туруханский вод­ ные пути, выяснить возможность соединения Обской губы с Байдарацкой и низовий Ени­ сея с Обь-Иртышским бассейном. Новая водная магистраль могла бы значительно сократить путь плавания по Северному Ле­ довитому океану, что имело большое зна­ чение для известных Карских товарообмен­ ных экспедиций. В задачи экспедиции вхо­ дило также обследование зимних дорог Сибири: разрабатывался проект грузовых перевозок с помощью автосанных поездов. К участию в Ямальской экспедиции, орга­ низатором которой был Главный комитет государственных сооружений при ВСНХ, привлекались опытные инженеры, техники, квалифицированные работники разных спе­ циальностей. В распоряжение экспедиции передавались мощная полевая радиостан­ ция, аэросани «Рено», геодезическое и дру­ гое оборудование. По свидетельству уча­ стника экспедиции, уполномоченного ВЦИКа Л. А. Коробова, «все высшие цен­ тральные учреждения, во главе с ВСНХ. председатель В11ИК М. И. Калинин от­ неслись к декрету СТО с величайшим вни­ манием, благодаря чему Ямальская эк спедицня была организована образцово»1. Самим фактом снаряжения такой экспе­ диции молодая Советская республика дока­ зывала свою жизнеспособность несмотря на злорадные предсказания буржуазных пророков. Иностранный капитал давно рвался в Сибирь, к ее несметным природным богат­ ствам. «Русско-английский северный жур­ нал», издававшийся в Петербурге, еще в 1916 году вел кампанию за организацию Ямальской экспедиции. При этом подразу­ мевалось участие английского капитала. Вот выдержка из статьи «Англо-русское братание», помещенной в четвертом номере этого журнала: «Что бы там ни говорили враги всяких засилий, ясно, что без иност­ ранных капиталов России не обойтись для разработки своих неисчерпаемых богатств. Нельзя поэтому не приветствовать на­ чавшиеся работы нашей экспедиции, при­ ближающей нас с каждым днем к нашей могучей свободно-любимой союзнице— Англии». Однако, дальше разговоров об англо-рус­ ском «братстве» дело не пошло. Настоя­ щие научные изыскания организовала но­ вая, Советская власть. 19 июля 1921 года экспедиция выехала из Москвы. Одна группа ее участников нап­ равилась к месту работ через Омск, а дру­ гая — через Красноярск по Енисею. В начале августа 1921 года первая пар­ тия экспедиции прибыла в Омск. Здесь ей пришлось задержаться из-за того, что ряд ответственных работников Сибревкома и Комитета Северного морского пути, недо­ оценивая значения экспедиции, не оказали ей нужного содействия. 22 августа началь­ ник экспедиции И. М. Эльпорт направил телеграмму В. И. Ленину. «... Задания Ямальской экспедиции,—от­ мечалось в телеграмме,— весьма обширные, чрезвычайно полезные для РСФСР, всесто­ ронне обдуманы и одобрены учеными спе­ циалистами, что подтверждено совещанием Комитета Севера при географическом об­ ществе и Академии наук от 30 мая сего года... Она снабжена превосходно, вполне подобающе культурной стране, произведе­ ны массовые затраты, отвлечены со своих мест люди, вполне подготовившиеся к пред­ стоящей им работе... руководимые любовью к науке и Северу... Поэтому убедительно от имени всей Ямальской экспедиции хода­ тайствую о предписании Сибревкому ока­ зать всемерное содействие отправлению

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2