Сибирские огни № 02 - 1972
ные ножевидные пластаны, лежат обособ ленными группами, скребки и наконечники стрел, кажется, вышли из-под руки одного мастера. Но вот вдруг попадается необычный, вытянуто-овальный камень с сильно истер той поверхностью. Это не что иное, как зернотерка, сильно изношенная в процессе продолжительного растирания зерен злако вых растений. В срезах старых солдатских траншей и противотанковых рвов, вырытых в желтой глине, отчетливо видно, как залегает куль турный слой —это мощные, достигающие иногда метра толщины, линзы черной зем ли, наполненной разнообразными культур ными остатками. Подобного рода линзы яв ляются заполнениями котлованов постоян ных долговременных жилищ типа землянок или полуземлянок. Ничего подобного ко чевники тайги и степей обычно не строили, поскольку они никогда не задерживались подолгу на одном месте. Земледелие, о чем свидетельствовали зернотерки, грузики для палок-копалок, постоянные жилища, харак теризовало культуру каменного века Там- цаг-Булака, как оседлую. Около источника четыре с половиной —пять тысяч лет назад существовал большой поселок, состоящий из многих десятков землянок. Одна из них помогла представить устрой ство древнейших жилищ человека каменно го века Монголии. Землянка оказалась квадратной формы с выходом на восток. Крышу поддерживали столбы, врытые в пол жилища. От них сохранились ямки, откры тые в процессе раскопок. Внутри землянки располагалось , несколько ям —очевидно, для очага и хранения пищи. Всюду на полу валялись забытые или брошенные изделия из камня и кости — большое количество ножевидных пластин, сколотых с конических нуклеусов. Скребки, терочники, кости животных, бусы из рако вин. Большой интерес представляют ору дия из кости — игловидные и веретенообраз ные наконечники стрел, шилья и проколки, кинжалы и ножи с пропиленными по ребру пазами для каменных лезвий —точные ко пии сибирских. Чрезвычайно важно откры тие сплошь обожженной в костре лопатки какого-то животного, служившей, судя по всему, инструментом, с помощью которого гадали и предсказывали важные события. Обломки сосудов встречались редко и отли чались от прибайкальско-забайкальской ке рамики. В яме, впущенной прямо в землянку, было открыто погребение человека каменно го или раннего бронзового века. Оно, как и на Керулене, оказалось «сидячим». С погре бенным положили костное острие и два вкладышевых кинжала. На одежду умер шего были нашиты мелкие бусинки из ра ковин. Целое ожерелье из костяных, украшен ных нарезками, бус и клыков оленя лежало на очаге, раскопанном невдалеке от зем лянки. Судьба колонистов-земледельцев на юго- востоке Монголии решилась резкими кли матическими изменениями, которые произо шли около 4 тысяч лет назад. Продолжи тельные засухи и жаркие ветры привели к гибели благодатного оазиса в Тамцаг-Була- ге. Люди ушли от наступающей пустыни. Возможно, к берегам Халхин-Гола, располо женного неподалеку. Долина реки Халхин-Гол, ее крутые бе рега и окрестные сопки несут на себе неза тянувшиеся раны сражений 1939 года. Всю ду видны ¥раншеи, рвы, окопы, по располо жению которых опытный военный мог бы, учитывая методы ведения боя тех времен, прочитать без труда тактические и страте гические замыслы. Дожди здесь идут, оче видно, редко, поэтому окопы выглядят на удивление свежо, как-будто их вырыли год или два назад. И всюду памятники, мону менты в память героев халхин-гольских битв. Поднят на постамент танк генерала Яковлева —его дивизии пришлось вести особенно ожесточенные бои. Халхин-Гол знаменит в Монголии еще одним «монументом», неизвестно когда и кем сооруженным. Километрах в 60—70 на юг от Халхин-гол-сомона, на склоне круто го берега, сложена из тяжелых известняко вых блоков огромная фигура буддийского многорукого божества. Его колоссальных размеров голова, украшенная пышной коро ной с причудливой резьбой и инкрустация ми из драгоценного зеленого нефрита, по коится на самом верху речной террасы. Чтобы нагляднее представить размеры ее, достаточно сказать, что ноздри божества были излюбленным местом, куда прятались монгольские мальчишки при игре в прятки. Тело буддийского бога с поджатыми нога ми занимает весь склон террасы до искус ственного уступа, где в древности распола гался водоем, а также храмовые постройки. На груди висит драгоценное ожерелье с ин крустациями из зеленого нефрита. Цент ральную часть его составляет многопудовая нефритовая же плита прямоугольной фор мы, своего рода кулон. Слева и справа от туловища веером рас сыпались многочисленные руки божества. Около них располагаются скульптуры, сде ланные несомненно многоопытными н та лантливыми мастерами —слон, волк, морда чудовищного фантастического животного, напоминающего льва, лики равнодушных к земным страстям каменных богов. Вся эта композиция оконтурена по сто ронам высокими каменными стенами, напо ловину обвалившимися и разрушенными. За пределами стен, по склону, выложены из камней буддийские ступы, по обеим сторо нам которых, от самого верха террасы до ее подножия, вьются каменные причудливые строчки тибетского письма —традиционное буддийское заклинание «Ом мани падме хум» (О, будь благословен, рожденный в- логосе!). Загадка этого уникального памятника пока не решена. Известно только, что в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2