Сибирские огни № 02 - 1972
в.ЛАРИЧЕВ В краю быстроногих ланей Эта обыкновенная школьная тетрадка —■ из тех, что именуются общими —несомнен но «видывала виды». Ее листки пожелтели от времени, обложка обтрепалась, уголки загнулись. Страницы тетради заполнены торопливыми размашистыми записями ка рандашом, во многих местах строчки рас ползлись, буквы прыгают и приобретают с трудом узнаваемые очертания. Это значит, очередные сведения заносились сюда в ка бине автомашины, которая, возможно, в тот момент стремительно неслась по степному бездорожью. Тетради-дневнику более двадцати лет. Записи, а также странные рисунки загадоч ных и непонятных, на первый взгляд, вещей сделаны А. П. Окладниковым в 1949 году в Восточной Монголии. Для нас, небольшой группы археологов, только что переехавших границу около Соловьевска на юге Забай калья, эта тетрадь — путеводитель по древ нейшим памятникам Монголии. Впереди прославленный в старинных легендах кочев ников Голубой Керулен, волнующий и ка жется хорошо знакомый по далеким роман тическим воспоминаниям детства Халхин- гол, бескрайние степные просторы и голу бые чаши озер. Работами отряда советско- монгольской экспедиции, как и двадцать лет .назад, руководит А. П. Окладников. Когда пересекаешь границу с Монголией, каждый раз не перестаешь удивляться, на сколько резко и внезапно меняются ланд шафты. Исчезают и уходят далеко на север характерные забайкальские сопки с темны ми островками соснового леса, нет больше глубоких долин, разделяющих живописные валы гор. На десятки километров вокруг расстилается подлинное степное царство, где можно встретить лишь кочевников-скотово- дов. Белоснежными сугробами выделяются около озер или на берегах медлительных степных .речек купола юрт, лениво бродят табуны лошадей и овец, галопом проносятся пастухи со своеобразным лассо-арканом. Машина движется к городу Чойбалсану. Степь становится еще более скучной и одно образной. Ни на юге в Гоби, ни тем более на западе в Хангае, в горах Монгольского Алтая, нет столь монотонных мест. Удиви тельно, как ориентируются в этих местах кочевники и как они находят дорогу к не многочисленным источникам пресной воды — древним караванным колодцам, небольшим ручейкам и блюдцам пресных озер. Заблу диться в бескрайней степи легко, найти вер ную дорогу без опытного проводника не так- то просто. Когда же, однако, человек впервые осво ил эти далеко не легкие для жизни места? Откуда он пришел и чем характерна его культура? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно найти места их стойбищ —стоянки и поселения. В этом и заключается основная задача экспедиции. Сначала кажется, что все кончится про валом. Едем, едем, едем и хотя бы одно привлекательное место — все та же, покры тая травой и слегка всхолмленная, степь без конца и края. Но вот показывается на пути первый монгольский сомон —степная деревня, со* стоящая из нескольких десятков выстроив шихся в ряд Юрт и деревянных строений, в которых, как правило, размещаются различ ные административные учреждения сельско хозяйственного объединения. Сомон распо ложился на берегу речки Тэли. Это, соб ственно, даже не речка, а скорее ручей, ко торый легко перешагнуть. Ширина его всего около метра. Но за многие тысячелетия Тэли прорезала в степи глубокий каньон. Здесь-то, на наиболее возвышенных уча стках берегов, и обнаружились первые на ходки —обломки расколотых древним чело веком многоцветных халцедонов и яшм. В долину Тэли человек пришел по меньшей мере около четырех тысяч лет тому назад.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2