Сибирские огни № 02 - 1972
вастополе. Около двух десятков танцоров дал этот народный театр профессиональ ному искусству. Й все-таки главный итог двадцатилет ней работы не это. Даже не то, что колле ктив осуществил постановку «Лебединого озера». Павлова наполнила жизнь своих пи томцев искусством, сделала ее одухотво ренной. Хорошо сказала Лиля Сандульская: «Я каждое утро открываю глаза и знаю: меня ждет радость». Какие же действительно красивые, эти точилинские ребята! Исчезли челочки до бровей, полурасстегнутые по местной моде рубахи сменились аккуратными белыми со рочками с галстуками. Стройнее и подтя- нутее стали фигуры. Живые глаза полны интереса к окружающему миру. Изменилось их восприятие жизни, шире стал кругозор, уважительнее отношение друг к другу. Здесь полностью отсутствует вирус зазнайства, провинциального премь ерства, дешевого позерства. Наверное, это идет от руководителя — Вера Федоровна удивительно корректный, интеллигентный человек. А может быть, от всего настроя коллектива? Молодые балерины берут при мер с Вали Барадулиной, а более скромного, трудолюбивого и расположенного человека трудно сыскать. Эта скромность и помешала ей уйти в свое время на профессиональную сцену. А вот ведущий солист Виталий Сергеев. Сколько он перетанцевал за это время: бра мин в «Баядерке», Вацлав в «Бахчисарай ском фонтане», Пер-Гюнт, Ротбардт в «Лебедином озере». Одним из первых при шел Виталий в балетную студию с мечтой научиться плясать «цыганочку» и с тех пор (вычтите годы службы в армии) почти каж дый вечер занимает свое место у балетного станка. Сергеев — среднего роста, выглядит удивительно юным, у него располагающая мальчишеская улыбка. Его любят в кол лективе за скромность, взыскательность, самоотверженность — кто, кроме Виталия, может танцевать больным или приехать на спектакль после двух ночных смен? Это я от других уже узнала, что коммунист Ви талий Михайлович Сергеев, работающий оператором обжимного стана, лучший валь цовщик Советского Союза. Его фотогра фия — на областной Доске почета. — Меня часто спрашивают, кого я боль- иге всех люблю. Честное слово, не знаю. Они все мне дороги по-своему. Радуюсь за Илью Галина. Вот уже десять лет он в на шем коллективе. Работа у него не легкая — бригадир железнодорожного цеха КМК. В этом году заканчивает вечерний метал лургический техникум. Растет дочка. Занят, конечно, необыкновенно, а балет не бросает. И Зина, его жена, тоже у нас. Как у них на все хватает времени — не знаю. Для меня это загадка. Сам Илья говорит: учеба в тех никуме —жизненная необходимость, а ба лет —это для души. В коллективе меняется народ, в особен ности юноши. Только-только растан цуются — идут в армию. Но, между про чим, и «старичков» немало. Валя Барадулп- на, Виталий Сергеев, Миша Ахметзянов, Владимир Траппель — все они пришли из того старенького деревянного клуба «Стро итель». Сколько их здесь, самых разных, с не схожими характерами, но с одной любовью- Валерий Максимов работает электросвар щиком на Запсибе, в коллективе 10 лет. Со» смехом вспоминает, каким пришел неуклю жим, угловатым, как плохо слышал музыку. Дома с женой были конфликты по поводу увлечения балетом, а теперь она даже гор дится, что ее Валера стал ведущим тан цовщиком. Вера Федоровна о нем сказала; коротко: «Максимов расцвел у нас». Владимир Траппель — инженер. Умное., чуточку ироническое лицо. О себе рассказы вает с юмором: «Студентом второго курса пришел в балет. До этого увлекался борь бой, потом стал совмещать спорт и балет. Дело шло неплохо, так как и там и там нуж но лошадиное здоровье. Танцую, в основ ном, героические партии, а хотел бы лири ческие, как Сережа Мартюшев, но... рост»;.. Сергей Мартюшев, Лилия Сандульская, На таша Семенова, Оля Чепелюк, Валя Агафо нова— все они бесконечно преданы кол лективу. Месяц отдыха, когда балет уходит в отпуск,— потерянное для них время. Ра бота, учеба, репетиции, семья —кажется, нужно быть двужильным, чтобы это совме щать. Что это —одержимость? Самоотвер женность? А может быть, просто счастье?.. Когда Новокузнецкий балет стал завое вывать признание, бывшие коллеги Пав ловой по сцене внимательно следили за его шагами. Радовались за Веру Федоровну, что вот все-таки нашла свое место. Но ра дость была чуточку снисходительной: «Чу дачка, испортила себе жизнь». Жалела ли сама Павлова о сделанном двадцать лет назад решительном шаге —об этом она не любит распространяться. Но только никогда с тех пор больше не танцевала — ничто не могло заставить ее выйти на сцену. А не удачницей или чудачкой она себя вовсе не считает. Так и говорит: — Всю жизнь я любила балет, и он от меня не ушел. Я по-хорошему завидую этой женщине. Ее энергии, душевной молодости, уважению и любви, с которыми к ней относятся в го роде металлургов. А здесь, как нигде, знают настоящую цену людям. Думаю и о том, что если человек та лантлив и у пего есть что сказать другим — он найдет способ сделать это.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2