Сибирские огни № 02 - 1972

вастополе. Около двух десятков танцоров дал этот народный театр профессиональ­ ному искусству. Й все-таки главный итог двадцатилет­ ней работы не это. Даже не то, что колле­ ктив осуществил постановку «Лебединого озера». Павлова наполнила жизнь своих пи­ томцев искусством, сделала ее одухотво­ ренной. Хорошо сказала Лиля Сандульская: «Я каждое утро открываю глаза и знаю: меня ждет радость». Какие же действительно красивые, эти точилинские ребята! Исчезли челочки до бровей, полурасстегнутые по местной моде рубахи сменились аккуратными белыми со­ рочками с галстуками. Стройнее и подтя- нутее стали фигуры. Живые глаза полны интереса к окружающему миру. Изменилось их восприятие жизни, шире стал кругозор, уважительнее отношение друг к другу. Здесь полностью отсутствует вирус зазнайства, провинциального премь­ ерства, дешевого позерства. Наверное, это идет от руководителя — Вера Федоровна удивительно корректный, интеллигентный человек. А может быть, от всего настроя коллектива? Молодые балерины берут при­ мер с Вали Барадулиной, а более скромного, трудолюбивого и расположенного человека трудно сыскать. Эта скромность и помешала ей уйти в свое время на профессиональную сцену. А вот ведущий солист Виталий Сергеев. Сколько он перетанцевал за это время: бра­ мин в «Баядерке», Вацлав в «Бахчисарай­ ском фонтане», Пер-Гюнт, Ротбардт в «Лебедином озере». Одним из первых при­ шел Виталий в балетную студию с мечтой научиться плясать «цыганочку» и с тех пор (вычтите годы службы в армии) почти каж­ дый вечер занимает свое место у балетного станка. Сергеев — среднего роста, выглядит удивительно юным, у него располагающая мальчишеская улыбка. Его любят в кол­ лективе за скромность, взыскательность, самоотверженность — кто, кроме Виталия, может танцевать больным или приехать на спектакль после двух ночных смен? Это я от других уже узнала, что коммунист Ви­ талий Михайлович Сергеев, работающий оператором обжимного стана, лучший валь­ цовщик Советского Союза. Его фотогра­ фия — на областной Доске почета. — Меня часто спрашивают, кого я боль- иге всех люблю. Честное слово, не знаю. Они все мне дороги по-своему. Радуюсь за Илью Галина. Вот уже десять лет он в на­ шем коллективе. Работа у него не легкая — бригадир железнодорожного цеха КМК. В этом году заканчивает вечерний метал­ лургический техникум. Растет дочка. Занят, конечно, необыкновенно, а балет не бросает. И Зина, его жена, тоже у нас. Как у них на все хватает времени — не знаю. Для меня это загадка. Сам Илья говорит: учеба в тех­ никуме —жизненная необходимость, а ба­ лет —это для души. В коллективе меняется народ, в особен­ ности юноши. Только-только растан­ цуются — идут в армию. Но, между про­ чим, и «старичков» немало. Валя Барадулп- на, Виталий Сергеев, Миша Ахметзянов, Владимир Траппель — все они пришли из того старенького деревянного клуба «Стро­ итель». Сколько их здесь, самых разных, с не­ схожими характерами, но с одной любовью- Валерий Максимов работает электросвар­ щиком на Запсибе, в коллективе 10 лет. Со» смехом вспоминает, каким пришел неуклю­ жим, угловатым, как плохо слышал музыку. Дома с женой были конфликты по поводу увлечения балетом, а теперь она даже гор­ дится, что ее Валера стал ведущим тан­ цовщиком. Вера Федоровна о нем сказала; коротко: «Максимов расцвел у нас». Владимир Траппель — инженер. Умное., чуточку ироническое лицо. О себе рассказы­ вает с юмором: «Студентом второго курса пришел в балет. До этого увлекался борь­ бой, потом стал совмещать спорт и балет. Дело шло неплохо, так как и там и там нуж­ но лошадиное здоровье. Танцую, в основ­ ном, героические партии, а хотел бы лири­ ческие, как Сережа Мартюшев, но... рост»;.. Сергей Мартюшев, Лилия Сандульская, На­ таша Семенова, Оля Чепелюк, Валя Агафо­ нова— все они бесконечно преданы кол­ лективу. Месяц отдыха, когда балет уходит в отпуск,— потерянное для них время. Ра­ бота, учеба, репетиции, семья —кажется, нужно быть двужильным, чтобы это совме­ щать. Что это —одержимость? Самоотвер­ женность? А может быть, просто счастье?.. Когда Новокузнецкий балет стал завое­ вывать признание, бывшие коллеги Пав­ ловой по сцене внимательно следили за его шагами. Радовались за Веру Федоровну, что вот все-таки нашла свое место. Но ра­ дость была чуточку снисходительной: «Чу­ дачка, испортила себе жизнь». Жалела ли сама Павлова о сделанном двадцать лет назад решительном шаге —об этом она не любит распространяться. Но только никогда с тех пор больше не танцевала — ничто не могло заставить ее выйти на сцену. А не­ удачницей или чудачкой она себя вовсе не считает. Так и говорит: — Всю жизнь я любила балет, и он от меня не ушел. Я по-хорошему завидую этой женщине. Ее энергии, душевной молодости, уважению и любви, с которыми к ней относятся в го­ роде металлургов. А здесь, как нигде, знают настоящую цену людям. Думаю и о том, что если человек та­ лантлив и у пего есть что сказать другим — он найдет способ сделать это.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2