Сибирские огни № 02 - 1972

здесь обращение к многоактным спектак­ лям — естественный процесс, обусловлен­ ный возмужанием коллектива. Ему уже по плечу такие задачи, он достиг той степени мастерства, когда постановка «Лебединого озера» выглядит оправданной смелостью, а не самонадеянной дерзостью. Надо быть Павловой, обладать ее тер­ пением, чтобы двадцать лет, изо дня в день, воспитывать, выращивать, шлифовать, превращать в солистов заводских девочек и мальчиков. Помните сказку о гадком утенке? А здесь вырос не один лебедь, а целая лебединая стая. Но главное, что подрастает смена: во Дворце металлургов сегодня есть детская студия, в которой немало способных подро­ стков. С ними теперь легче работать: и возраст у них более подходящий и опыт за эти годы накопился... В Новокузнецке гордятся своим балетом не меньше, чем производственными успеха­ ми. Я сижу в кабинете заместителя дирек­ тора металлургического комбината по тру­ ду и кадрам. Хозяин кабинета Николай Митрофанович Миловатский —высокий, стремительный в движениях, быстро заго­ рающийся, азартный человек. Поблескивая очками, он увлеченно рассказывает о ком­ бинате и о людях, на нем работающих. Ему действительно есть чем гордиться. Кузнец­ кий металлургический — промышленный ги­ гант — хорошо известен не только в стране, но и за рубежом. О заслугах коллектива го­ ворят три ордена на его знамени —Ленина, Красного Знамени и Кутузова I степени. Комбинат носит имя В. И. Ленина. Он име­ ет на вечном хранении четыре знамени Го­ сударственного Комитета Обороны, памят­ ное знамя ЦК КПСС и Президиума Вер­ ховного Совета СССР. Здесь десятки Ге­ роев Социалистического Труда, лауреатов Ленинской и Государственной премий. Вос­ питанники КМК возглавляют другие ком­ бинаты и работают на ответственных по­ стах в Министерстве. Министр черной ме­ таллургии И. П. Казанец закончил Ново­ кузнецкий институт и начинал свою трудо­ вую деятельность на комбинате. Первый его заместитель А. Ф. Борисов стал зрелым инженером на КМК. Руководители Криво­ рожского комбината, Запсиба, Карагандин­ ского металлургического комбината, Амур- стали —все они тоже воспитанники КМК. — По секрету вам скажу.—смеется Ни­ колай Митрофанович,— некоторые из них в свое время гоже пожинали лавры в само­ деятельности... Да и неудивительно: каж­ дый десятый у нас участник самодеятель­ ности. Особенной любовью к искусству отличаются коллективы обжимного, литей­ ного, сортопрокатного, механического це­ хов, железнодорожного управления. Конеч­ но, это работа не одного года, но мы гор­ димся, что люди растут, идут вперед. Унас сейчас 92 процента рабочих имеют восемь- десять классов образования. Это определя­ ет их уровень культуры и требования к ней. Поговорите-ка с начальниками цехов, они многое могут рассказать о сегодняшнем мо­ лодом рабочем. И вот я сижу напротив начальника об­ жимного цеха Николая Ивановича Захарен­ ко. Говорит он неторопливо, чувствуется, привык взвешивать каждое слово, он во всем основателен, прочен, несуетлив. — Мешает ли самодеятельность труду? Нет, конечно. Вот, например, Виталий Сер­ геев. Он очень дисциплинирован, собран» имеет великолепную реакцию, и я думаю, это ему дал балет. Виталий работает на стане — самом сложном агрегате. Посмотрели бы вы на него во время работы: все движения точные, плавные, никаких рывков — на­ стоящий балет. Лучший оператор-вальцов­ щик страны — такое звание даром не дают!.. Николай Иванович улыбается. — У меня в цехе много артистов. Кли­ мат им, что ли, здесь? Машинист Костя Мирошников в оперетте поет. В цехе своп эстрадный оркестр есть. Самые лучшие инструменты для него недавно купили. Да, на комбинате гордятся успехами самодеятельности, радуются каждому но­ вому шагу, взыскательно оценивают. Каж­ дая удачная премьера - предмет не мень­ шей гордости, чем производственный успех. В общем-то новокузнечан Можно понять. Кузбасс —центр тяжелой индустрии. Неле­ гок труд шахтеров, металлургов, химиков... А тут —духовный взлет, проявление одарен­ ности, всесторонности личности. Причем на сцене — не профессионал, а свой Вася или Толя, и его искусство утверждает высокое чувство гордости за свою профессию, кол­ лектив, за то, что человек все может. В музее комбината есть раздел, расска­ зывающий об истории самодеятельного ба­ летного коллектива. Дирекция, завком счи­ тают участие в балете делом, достойным глубокого уважения и поддержки. Активных участников поощряют. Несколько лет назад. В. Барадулнна получила звание заслужен­ ного работника культуры РСФСР. К столе­ тию В. И. Ленина ведущие солисты награж­ дены юбилейными медалями. Благодарности в приказе по комбинату, квартиры, турист­ ские поездки—это тоже оценка коллектива. За заслуги в развитии самодеятельности самой В. Ф. Павловой присуждено звание заслуженной артистки РСФСР. Ее труд от­ мечен орденом «Знак Почета», медалями. «За трудовую доблесть» и «За трудовое от­ личие», Юбилейной ленинской медалью. Жесткий режим у танцоров. Пять раз в неделю, не считая спектаклей, репетиции, тренаж. Ведущие солисты занимаются в коллективе по 10—15 лет. Некоторые еще больше. Отсюда и достижения и успехи. Не случайно, наверное, многие питомцы Павловой сегодня танцуют на профессио­ нальной сцене: Гена Аверченко в Ленин­ градском мюзик-холле, Виктор Шевцов в Новосибирском академическом, Лариса Кузьменко в Куйбышевской опере, Наташа Шелько руководит ансамблем танца в Се

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2