Сибирские огни № 02 - 1972
ния иа комбинате, семьдесят третье — ба лет». Симфонический оркестр (тоже само деятельный) заполняет оркестровую яму, гаснет свет, и в зале наступает та сторож кая, полная напряженного внимания тиши на, которая поднимает, как на крыльях, исполнителей. Раздвигается занавес, и зри тели переносятся в пленительную, вечно юную сказку. Я пытаюсь найти среди принцев и принцесс рабочих ребят, с кото рыми час назад ехала в переполненном ав тобусе. Но они так элегантны, так уверен ны, так отточены их движения, так легок и воздушен их шаг — это действительно про фессионалы! Я отбрасываю бесполезные поиски и целиком погружаюсь в спектакль. «Лебединое озеро» — вершина и жемчу жина балетной классики. Тот пробный ка мень, на котором испытываются лучшие профессиональные коллективы. Не излиш няя ли самонадеянность со стороны Павло вой и ее ребят —ставить этот спектакль? Впрочем, эти мысли были отложены на по том, сейчас для меня существовала только хрупкая, юная Одетта с огромными мечта тельными глазами. У нее выразительные ру ки, которые буквально поют, легкий, широ кий шаг. Валя Барадулина поэтически рас сказывала со сцены о верности и чистоте первого чувства. Ее танец не нуждался в снисхождении, ь скидке, которую мы при выкли делать любителям. Это была Одетта, которая бы не затерялась и на професси ональной сцене! Впрочем, о Вале разговор особь 1 й—но вокузнецкая прима-балерина объездила с концертами немало стран, ее приглашали в профессиональные театры Москвы и Ново сибирска. Восемнадцать лет назад в ху денькой девочке-подростке смогла разгля деть Павлова эту потрясающую пластику, необыкновенную музыкальность, артистизм и шлифовала долгие годы алмаз, пока он не засверкал всеми своими гранями. Но в том-то и дело, что в спектакле бы ла не только Барадулина! Очень лиричный и изящный принц в исполнении Сергея Мар- тюшева; темпераментный, подобный оран жевому вихрю, шут, поражающий своими прыжками и пробежками (В. Траппель); зловещий Ротбардт (В. Сергеев); прелест ные поэтические девушки-лебеди, элегант ные кавалеры — вот они какими стали, то- чилинские ребята! В спектакле ощущалась крепкая рука постановщика-балетмейстера, четкий замысел, хороший вкус. И я снова возвращалась к фотографиям пятидесятых годов и мысленно представляла себе путь коллектива за Два десятилетия. Классический балет —одно из самых трудных искусств, это, если можно так ска зать, искусство рафинированное, доступное человеку, если он с детских лет занимает ся танцем, тренажем. И вдруг — рабочие ребята! Если бы еще народный танцеваль ный репертуар —т®гда другое дело. А тут классика. Пуанты. Пачки. Но в том-то и дело, что все это произошло не вдруг. Создание классического балета в Ново кузнецке —творческий подвиг балерины Ве ры Павловой, продолжающийся уже двад цать лет. Сколько за это время рождалось народных коллективов, более или менее из вестных, сколько из них вспыхивало, подоб но яркому метеору, а через несколько лет тихо гасло. А коллектив, руководимый Пав ловой, живет. На его счету семь больших ба летных спектаклей, несколько одноактных спектаклей и концертных программ. И мож но с ответственностью заявить: нет в Сиби ри и на Дальнем Востоке второго коллекти ва, подобного этому! На чем держится его успех? Тут нет ни какой загадки: беззаветный труд, полная самоотдача актеров, преданность и самоот верженность. Учтите: в хореографическом коллективе занимаются люди, простоявшие по семь часов у мартена или у станка. Ве ра Федоровна Павлова показывает пример самоотдачи. Последние восемь лет у нее был тяжело болен муж, восемь лет он был прикован к комнате и постели, и несмотря на_это, Вера Федоровна не бросала заня тий. После бессонных ночей она приходила на репетиции подтянутой, аккуратно приче санной, ровной в обращении. Только круги под глазами выдавали ее состояние. Гримерша Ангелина Владимировна Ше пелева —женщина добрая и словоохотли вая — рассказала мне: — Я вот с Верой Федоровной работаю восемь лет, и не помню случая, чтобы она голос повысила. Всегда ко всем на уваже нии, и люди ей тем же платят. И мы, вот, костюмеры, парикмахеры, готовы хоть горы свернуть. Знаете, сколько работы бывает при выпуске спектакля?.. Это воистину коллектив единрмышлен- ников, болеющих за общее дело. Здесь не умиляются своим успехом, не стригут купо ны завоеванной популярности. Павлова мед ленно, но неуклонно ведет своих питомцев вверх по ступенькам высокого искусства. Знаменательно, что в репертуаре кузне- чан есть собственный спектакль —балет «Шелковая кисточка». Это —итог много месячной работы В. Павловой, дирижера и композитора Г. Мамвелова, всего коллекти ва. Поэтическое, светлое произведение, соз данное по мотивам шорских сказок. Собирая материал для либретто и музыки, Павлова и Мамвелова забрались в Горную Шорию, в самую глушь, в тайгу, где сохранились обрядовые народные танцы. Летели на вер толете, плыли на лодке, шли пешком, встре чались с десятками людей. Кроме уважения и любви к истории Кузбасса, здесь прояви лись еще и творческая смелость и желание сказать свое слово о хореографическом ис кусстве. Предвижу улыбки скептиков: само деятельный балет —это несерьезно. Пред угадываю заранее, что они могут сказать по поводу обращения коллектива к много актным спектаклям: «Экзотика, стремление удивить и ошеломить «Лебединым озером» или «Баядеркой». Но в том-то и дело, что
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2