Сибирские огни № 02 - 1972

ния иа комбинате, семьдесят третье — ба­ лет». Симфонический оркестр (тоже само­ деятельный) заполняет оркестровую яму, гаснет свет, и в зале наступает та сторож­ кая, полная напряженного внимания тиши­ на, которая поднимает, как на крыльях, исполнителей. Раздвигается занавес, и зри­ тели переносятся в пленительную, вечно юную сказку. Я пытаюсь найти среди принцев и принцесс рабочих ребят, с кото­ рыми час назад ехала в переполненном ав­ тобусе. Но они так элегантны, так уверен­ ны, так отточены их движения, так легок и воздушен их шаг — это действительно про­ фессионалы! Я отбрасываю бесполезные поиски и целиком погружаюсь в спектакль. «Лебединое озеро» — вершина и жемчу­ жина балетной классики. Тот пробный ка­ мень, на котором испытываются лучшие профессиональные коллективы. Не излиш­ няя ли самонадеянность со стороны Павло­ вой и ее ребят —ставить этот спектакль? Впрочем, эти мысли были отложены на по­ том, сейчас для меня существовала только хрупкая, юная Одетта с огромными мечта­ тельными глазами. У нее выразительные ру­ ки, которые буквально поют, легкий, широ­ кий шаг. Валя Барадулина поэтически рас­ сказывала со сцены о верности и чистоте первого чувства. Ее танец не нуждался в снисхождении, ь скидке, которую мы при­ выкли делать любителям. Это была Одетта, которая бы не затерялась и на професси­ ональной сцене! Впрочем, о Вале разговор особь 1 й—но­ вокузнецкая прима-балерина объездила с концертами немало стран, ее приглашали в профессиональные театры Москвы и Ново­ сибирска. Восемнадцать лет назад в ху­ денькой девочке-подростке смогла разгля­ деть Павлова эту потрясающую пластику, необыкновенную музыкальность, артистизм и шлифовала долгие годы алмаз, пока он не засверкал всеми своими гранями. Но в том-то и дело, что в спектакле бы­ ла не только Барадулина! Очень лиричный и изящный принц в исполнении Сергея Мар- тюшева; темпераментный, подобный оран­ жевому вихрю, шут, поражающий своими прыжками и пробежками (В. Траппель); зловещий Ротбардт (В. Сергеев); прелест­ ные поэтические девушки-лебеди, элегант­ ные кавалеры — вот они какими стали, то- чилинские ребята! В спектакле ощущалась крепкая рука постановщика-балетмейстера, четкий замысел, хороший вкус. И я снова возвращалась к фотографиям пятидесятых годов и мысленно представляла себе путь коллектива за Два десятилетия. Классический балет —одно из самых трудных искусств, это, если можно так ска­ зать, искусство рафинированное, доступное человеку, если он с детских лет занимает­ ся танцем, тренажем. И вдруг — рабочие ребята! Если бы еще народный танцеваль­ ный репертуар —т®гда другое дело. А тут классика. Пуанты. Пачки. Но в том-то и дело, что все это произошло не вдруг. Создание классического балета в Ново­ кузнецке —творческий подвиг балерины Ве­ ры Павловой, продолжающийся уже двад­ цать лет. Сколько за это время рождалось народных коллективов, более или менее из­ вестных, сколько из них вспыхивало, подоб­ но яркому метеору, а через несколько лет тихо гасло. А коллектив, руководимый Пав­ ловой, живет. На его счету семь больших ба­ летных спектаклей, несколько одноактных спектаклей и концертных программ. И мож­ но с ответственностью заявить: нет в Сиби­ ри и на Дальнем Востоке второго коллекти­ ва, подобного этому! На чем держится его успех? Тут нет ни­ какой загадки: беззаветный труд, полная самоотдача актеров, преданность и самоот­ верженность. Учтите: в хореографическом коллективе занимаются люди, простоявшие по семь часов у мартена или у станка. Ве­ ра Федоровна Павлова показывает пример самоотдачи. Последние восемь лет у нее был тяжело болен муж, восемь лет он был прикован к комнате и постели, и несмотря на_это, Вера Федоровна не бросала заня­ тий. После бессонных ночей она приходила на репетиции подтянутой, аккуратно приче­ санной, ровной в обращении. Только круги под глазами выдавали ее состояние. Гримерша Ангелина Владимировна Ше­ пелева —женщина добрая и словоохотли­ вая — рассказала мне: — Я вот с Верой Федоровной работаю восемь лет, и не помню случая, чтобы она голос повысила. Всегда ко всем на уваже­ нии, и люди ей тем же платят. И мы, вот, костюмеры, парикмахеры, готовы хоть горы свернуть. Знаете, сколько работы бывает при выпуске спектакля?.. Это воистину коллектив единрмышлен- ников, болеющих за общее дело. Здесь не умиляются своим успехом, не стригут купо­ ны завоеванной популярности. Павлова мед­ ленно, но неуклонно ведет своих питомцев вверх по ступенькам высокого искусства. Знаменательно, что в репертуаре кузне- чан есть собственный спектакль —балет «Шелковая кисточка». Это —итог много­ месячной работы В. Павловой, дирижера и композитора Г. Мамвелова, всего коллекти­ ва. Поэтическое, светлое произведение, соз­ данное по мотивам шорских сказок. Собирая материал для либретто и музыки, Павлова и Мамвелова забрались в Горную Шорию, в самую глушь, в тайгу, где сохранились обрядовые народные танцы. Летели на вер­ толете, плыли на лодке, шли пешком, встре­ чались с десятками людей. Кроме уважения и любви к истории Кузбасса, здесь прояви­ лись еще и творческая смелость и желание сказать свое слово о хореографическом ис­ кусстве. Предвижу улыбки скептиков: само­ деятельный балет —это несерьезно. Пред­ угадываю заранее, что они могут сказать по поводу обращения коллектива к много­ актным спектаклям: «Экзотика, стремление удивить и ошеломить «Лебединым озером» или «Баядеркой». Но в том-то и дело, что

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2