Сибирские огни № 02 - 1972
смотре в Новосибирске в пятьдесят втором году стало переломным моментом в отно шении к коллективу. Странное было тогда чувство у Павловой. И горько было, что самой больше никогда не танцевать на этой сцене, и радостно: ведь это она на учила своих ребят. Я помню тот зональный смотр. Помню, как кто-то пустил слух, что Павлова при везла в Новосибирск профессионалов. А где их было взять, этих профессионалов, в ■Сибири? Но действительно, глядя на ее пи томцев, трудно было поверить, что их жизнь в балете исчисляется какими-то двумя годами. Правда, и привезли они тогда несколько концертных номеров — все, что успели сделать за этот срок. Потом, через четыре года, была Москва. На заключительном концерте Всесоюзного смотра танцевали «Вальпургиеву ночь». Это выступление на всю жизнь сохранится в памяти. Репетировала с ее учениками са ма Ольга Лепешинская. Аккомпанировал оркестр Большого театра под управлением Жемчужина. Ах, как они тогда танцевали!.. Следующая встреча с москвичами была в 1963 году на декаде Кузбасса в столице. Кроме «Вальпургиевой ночи», привезли «Вальс» из «Лебединого озера» в исполне нии шестнадцати пар. И спектакль «Бая дерку». О новокузнецком балете заговорили. Его признали. Юная прима-балерина Валя Барадулина сразу же получила несколько лестных приглашений от представителей профессионального театра. А через год -р- снова выступление в Мо скве, следом —-зарубежные поездки веду щих солистов балета, их поистине триумфа льный успех. Где только ни танцевали В. Барадулина и В. Тарасов: в зале кон гресса в Варшаве, на шестом рабочем фе стивале в округе Геро в Германской Де мократической Республике, перед рабочими промышленных предприятий Хельсинки, в Вене... Но это, так сказать, внешний успех кол лектива. Конечно, что скрывать — все это было приятно. Но, пожалуй, не менее важ но другое — признание в городе. На вечера балета, которые начали регулярно проводиться в Новокузнецке, не возможно было достать билетов. Пришлось распределять по организациям, чтобы не было обид. Спектакли принимались с при страстием, зритель стал требовать от кол лектива, как от профессионалов. Даже иногда становилось обидно. * * * В автобусе —теснота невероятная. Да и не мудрено: здесь все участники спектак ля «Лебединое озеро». Гримерша Ангелина Владимировна старательно охраняет чемо дан и картонки с париками и все время допытывается у какого-то Володи, не забыл ли он положить рыжий парик. У девушек в руках пачки. У меня на коленях тоже бело снежное накрахмаленное облако. Мне до верили его потому, что я сижу в уголке. Са ма Одетта, Валя Барадулина, худенькая молодая женщина, задумчиво смотрит в окно на заснеженный город. Шумно, как-то по особому весело, не принужденно. Я уже многих знаю по име нам. Вон в серенькой шубке —Зина Гали на с трехлетней Наткой на руках. Живая, разговорчивая, полная противоположность своему уравновешенному мужу, Зина и сей час не молчит. Илья только добродушно улыбается, поглядывая на свою раскрас невшуюся супругу и, поймав паузу в Зини ном монологе, вставляет короткое «да» или «нет». Мартюшев и Траппель о чем-то оживленно спорят, зажатые со всех сторон в проходе автобуса. Заразительно смеется Лиля Сандульская... Мы едем на спектакль в театр метал лургов. Сегодня «Лебединое озеро». И я наконец смогу увидеть коллектив, о кото ром столько уже слышала. Правда, лет восемь назад, на одном из смотров худо жественной самодеятельности, я уже виде ла Новокузнецкий балет. Это было в Кеме рове. Новокузнечане привезли «Баядерку». В памяти сохранилась трагическая Зарема в исполнении Вали Барадулиной. Осталось ощущение какого-то большого, яркого праздника и того изумления, которое вызы вает соседство двух таких взаимно исклю чающих слов, как металлургия и балет. Но вот и конец пути. Проходим за кули сы. И я неожиданно оказываюсь в одино честве: Вере Федоровне и ее питомцам не до меня. Я заглядываю в гримуборные, что бы обнаружить знакомых, но в париках, под гримом, в пачках и колетах они кажут ся совсем иными, неузнаваемыми, внуша ющими какой-то уважительный трепет. Одна Вера Федоровна понятна и близка, но она сейчас дежурит у служебного вхо да. Все знают, что ее тревожит: Виталий Сергеев, исполняющий партию злого Рот- бардта, до сих пор не появился, хотя до спектакля всего полчаса. Сегодня у него была ночная смена. Вдруг дома уснул и проспал? Нет и Тани Багаевой: накануне поскользнулась, ушибла колено. А Таня держит первую линию в «Лебедином озе ре»... За кулисами внешне спокойно, но да же я, посторонний человек, ощущаю напря жение, и считаю за лучшее уйти в зритель ный зал. Помешение Новокузнецкого театра ме таллургов заслуживает того, чтобы о нем рассказать подробнее. Построенное с раз махом, может быть кто-то скажет —с излишествами, оно производит одновремен но впечатление легкости и строгости. Мра морные лестницы, хрустальные люстры, огромный зрительный зал, просторные фойе... И все это сегодня заполнено наро дом. Популярности балета в Новокузнецке можно позавидовать. Им увлекаются пого ловно все. В заводоуправлении Кузнецкого металлургического комбината мне так и сказали: «У нас семьдесят два подразделе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2