Сибирские огни № 02 - 1972
ставить свою жизнь, здесь —дом, семья, привычный жизненный уклад. — Давай, Верочка, поговорим,— непри вычно решительно сказал однажды Борис Константинович,—вижу, мучаешься. Так, может, взять тебе ребят да и двинуть в Новосибирск? А там, смотришь, и я су мею перевестись. ...Пять лет пролетели незаметно. С рабо той все было хорошо. Много танцевала, бы ла занята почти во всех спектаклях. А Борис все оставался в Новокузнецке, и письма от него приходили грустные. И ребята, как им ни тепло было с бабушкой, рвались к отцу. И хотя сама Вера Федоровна старалась как можно чаще навещать мужа, наводить у него в квартире порядок, все время не покидало чувство, что сделала что-то не так, как надо. Когда она в начале очередного сезона объявила о своем твердом решении уйти из театра, все переполошились. Товарищи по сцене уговаривали: «Вера, сумасшедшая, подумай, у тебя так хорошо все складыва ется! Ты же не сможешь без балета!» Глав ный балетмейстер даже не стал слушать: «Блажь все это! Только растанцевалась — и уезжать. Что ты там будешь, в своем Но вокузнецке, делать?» Честно говоря, Павлова и сама этого не знала, но сколько же можно так жить — на «два фронта»? Еще хорошо, что Борис все понимал и терпел целых пять лет. А уе хать из Новокузнецка не мог, да и пожалуй не хотел: у инженера Грузинова здесь была интереснейшая работа. Нет, Вера Федоровна уже взвесила все «за» и «против». На одно только не хвати ло ее выдержки — зайти проститься с то варищами, последний раз пройтись по большой сцене. Так и уехала из Новоси бирска, даже не взяв расчета. Трудовую книжку и причитающиеся деньги прислали потом в Новокузнецк. — Знаете, когда я уходила из балета, мне подруги сказали: «Ну, Вера, бросишь тренаж —начнешь толстеть!» А я, наоборот, стала худеть, терять силы, иногда даже жить не хотелось. И дети рядом и муж, но, казалось, что-то потеряно безвозвратно. Трудные это были месяцы. Но здесь мне помог Борис: однажды принес домой изве стие: «Верочка, я тебе нашел дело — бу дешь работать в нашем клубе «Строитель». Деревянный, барачного типа клуб стоял неподалеку от рынка. Маленький зал и крохотная сцена с киноэкраном. Для балет ного кружка отвели небольшую комнату с низким потолком. После огромной сцены Новосибирского театра она казалась особенно убогой. Да и неприспособленной для занятий. Приходилось репетировать в фойе, когда зрители уходили в кинозал. Но эти, чисто внешние, трудности не шли ни в какое сравнение с другими: балет в Новокузнецке в те годы не пользовался по пулярностью, молодежь записывалась в коллектив Павловой, имея весьма смутное представление о том, что будет делать. Просто шла плясать. До сих пор в городе помнят, как приехал на гастроли Свердлов ский театр оперы и балета и публика с удовольствием покупала билеты на оперные спектакли, а балет «прогорел». Сколько слез пролили первые балерины, когда появились на сцене в хитонах и пач ках. «Бесстыдство это!» —таков был реши тельный, но, к счастью, не окончательный приговор многих новокузнецких зрителей. Теперь, через двадцать лет, даже самые строгие мамы не возражают, когда их доч ки записываются в студию Павловой. Балет завоевал права гражданства. Но и сегодня бывают курьезы. Одна мамаша так заяви ла Вере Федоровне: «Пусть моя Настенька танцует, но только без «поддержек», как увижу, что с «поддержкой», так за косы домой уведу». Большой помощью было для самой Ве ры Федоровны, что в самые трудные годы рядом стоял верный друг и помощник — муж. Борис Константинович Грузинов ког да-то учился в консерватории, по отзывам всех знавших его, был талантливым музы кантом, но так получилось, что искусству предпочел специальность инженера. Вырос в крупного специалиста, а музыке остался верен до конца жизни. Больше десяти лет подряд, по вечерам, после напряженного трудового дня, Борис Константинович пре вращался в добровольного концертмейсте ра, а когда перешли к постановкам спек таклей —стал дирижером симфонического оркестра. И все это —на одном энтузиазме, без оплаты, только по душевной потребно сти. И поэтому, говоря сегодня о новокуз нецком балете, нельзя не вспомнить Грузи нова добрым словом, как до сих пор вспо минают его все в народном театре. Передо мной на столе толстые альбомы с фотографиями. Это фотолетопись кол лектива. Вот год пятидесятый. Заводские парни, с непременной челочкой на лбу, в испанских костюмах. Уж такими неумест ными на них кажутся эти экзотические на ряды, такими чужеродными... Вера Федоровна вспоминает: — Есть у нас в городе такой район — Точилино. Точилинские парни известны своим озорством и ухарством. Пришли они в коллектив в надежде, что я научу их плясать «цыганочку» или «чечетку», отби вать «дроби». А тут —классика, тренаж. Не все пережили разочарование, но боль шинство осталось. А ребята как на под бор —высокие, сильные, красивые. Когда мы через десять лет приехали с ними в Москву, меня все спрашивали, где я таких премьеров раздобыла... Она помнит их всех: учительницу Валю Портную, электросварщика Петра Мухор- тоза, студента горного техникума Юру Га лицкого... Два года коллектив утверждал себя, до казывал, что балет —это не болтовня и не зряшная трата времени. Признание коллектива шло в разных аспектах. Первое выступление на зональном
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2