Сибирские огни № 02 - 1972
О. АЛЕКСАНДРОВА Чем полна жизнь История, которую я хочу рассказать,— об актрисе. Сначала я услышала рассказ о ней от старожилов Новосибирского академическо го театра оперы и балета, а потом, бывая в Новокузнецке, где сегодня живет Вера Фе доровна, много раз встречалась с ней са мой, с ее учениками. Обычно говорят, что способности детей проявляются в самом раннем возрасте. Что касается Верочки Павловой, то никто —ни родители, ни подруги —даже не загадыва ли, что когда-нибудь она станет балериной. Помилуйте, какая" балерина! Она даже на вечерах в школе не танцевала. Стояла себе у стеночки, с завистью смотрела, как ее за кадычная подружка отплясывала польку или краковяк. Да к тому же о. балете в те далекие годы и не думали в Новосибирске, его попросту не было. Но вот в тридцать первом году закла дывается первый камень в фундамент бу дущего театра оперы и балета, и в местном театральном училище открывают класс хореографии. И происходит удивительное: в Новосибирске вдруг вспыхивает поваль ное увлечение балетом: 500 заявлений в первые же дни! И среди них тетрадный листочек, написанный рукой Веры Павловой. Приняли тридцать счастливчиков, и не ожиданно для самой себя Вера оказалась в их числе. К концу первого года обучения осталось семь человек. Остальных отпугну ли трудности: оказалось, балет —тяжелый физический труд до седьмого пота. В 1934 году Вера поступила в труппу оперетты Западно-Сибирского края, которая разъезжала по всей Сибири. Но поездить много не пришлось: через год девушка поз накомилась с молодым инженером Борисом Грузиновым и поехала за ним в Новокуз нецк, где начал работать огромный метал лургический комбинат. Так получилось, что несколько лет ей пришлось сидеть дома: родились дети, дочь и сын. Но без балета Вера уже не могла жить, и начала занятия с кружком самоде ятельности. Это был ее самый первый хо реографический коллектив, самые первые ученики —Лида Галуза, Шура Духовная, Миша Мотовилов... Когда накануне войны она привезла своих ребят на смотр самоде ятельности в Новосибирск, четырнадцать ее учеников сразу же были приглашены в будущую труппу театра оперы и ба лета, строительство которого шло полным ходом. А потом пришел июнь 41-го. Город, в котором жила Вера Павлова, находился в глубоком тылу, но война дотянулась и до него. Кузбасс, как и вся Сибирь, стал не только грозным арсеналом фронта, здесь не только ковалось оружие для будущей по беды —он сделался родным домом для де сятков тысяч людей, обездоленных войной. Жители городов и рабочих поселков Куз басса делились с эвакуированными своим скудным пайком, крышей над головой, теп лом своего сердца. В суровые военные годы Кузбасс прию тил у себя и многих людей искусства. Здесь нашли пристанище такие известные твор ческие коллективы, как Львовский театр имени Заньковецкой, Московская оперетта... Несмотря на голод и холод, на тяжелые вес ти с фронта, несмотря на то, что работали, забыв разницу между днем и ночью,— не смотря на все это, а может быть, именно поэтому, люди, как никогда, нуждались в искусстве. В первый же год войны Вера Фе доровна снова вернулась на сцену и стала работать сначала в Московской оперетте, а потом — в театре Заньковецкой, пока он не возвратился во Львов. В дни Победы открылся, наконец, Ново сибирский театр оперы и балета, и Павлову пригласили в состав балетной труппы. Не мало ночей проревела она, так и эдак ре шая вопрос —ехать или не ехать? Там — сцена, без которой уже невозможно пред-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2