Сибирские огни № 02 - 1972

О. АЛЕКСАНДРОВА Чем полна жизнь История, которую я хочу рассказать,— об актрисе. Сначала я услышала рассказ о ней от старожилов Новосибирского академическо­ го театра оперы и балета, а потом, бывая в Новокузнецке, где сегодня живет Вера Фе­ доровна, много раз встречалась с ней са­ мой, с ее учениками. Обычно говорят, что способности детей проявляются в самом раннем возрасте. Что касается Верочки Павловой, то никто —ни родители, ни подруги —даже не загадыва­ ли, что когда-нибудь она станет балериной. Помилуйте, какая" балерина! Она даже на вечерах в школе не танцевала. Стояла себе у стеночки, с завистью смотрела, как ее за­ кадычная подружка отплясывала польку или краковяк. Да к тому же о. балете в те далекие годы и не думали в Новосибирске, его попросту не было. Но вот в тридцать первом году закла­ дывается первый камень в фундамент бу­ дущего театра оперы и балета, и в местном театральном училище открывают класс хореографии. И происходит удивительное: в Новосибирске вдруг вспыхивает поваль­ ное увлечение балетом: 500 заявлений в первые же дни! И среди них тетрадный листочек, написанный рукой Веры Павловой. Приняли тридцать счастливчиков, и не­ ожиданно для самой себя Вера оказалась в их числе. К концу первого года обучения осталось семь человек. Остальных отпугну­ ли трудности: оказалось, балет —тяжелый физический труд до седьмого пота. В 1934 году Вера поступила в труппу оперетты Западно-Сибирского края, которая разъезжала по всей Сибири. Но поездить много не пришлось: через год девушка поз­ накомилась с молодым инженером Борисом Грузиновым и поехала за ним в Новокуз­ нецк, где начал работать огромный метал­ лургический комбинат. Так получилось, что несколько лет ей пришлось сидеть дома: родились дети, дочь и сын. Но без балета Вера уже не могла жить, и начала занятия с кружком самоде­ ятельности. Это был ее самый первый хо­ реографический коллектив, самые первые ученики —Лида Галуза, Шура Духовная, Миша Мотовилов... Когда накануне войны она привезла своих ребят на смотр самоде­ ятельности в Новосибирск, четырнадцать ее учеников сразу же были приглашены в будущую труппу театра оперы и ба­ лета, строительство которого шло полным ходом. А потом пришел июнь 41-го. Город, в котором жила Вера Павлова, находился в глубоком тылу, но война дотянулась и до него. Кузбасс, как и вся Сибирь, стал не только грозным арсеналом фронта, здесь не только ковалось оружие для будущей по­ беды —он сделался родным домом для де­ сятков тысяч людей, обездоленных войной. Жители городов и рабочих поселков Куз­ басса делились с эвакуированными своим скудным пайком, крышей над головой, теп­ лом своего сердца. В суровые военные годы Кузбасс прию­ тил у себя и многих людей искусства. Здесь нашли пристанище такие известные твор­ ческие коллективы, как Львовский театр имени Заньковецкой, Московская оперетта... Несмотря на голод и холод, на тяжелые вес­ ти с фронта, несмотря на то, что работали, забыв разницу между днем и ночью,— не­ смотря на все это, а может быть, именно поэтому, люди, как никогда, нуждались в искусстве. В первый же год войны Вера Фе­ доровна снова вернулась на сцену и стала работать сначала в Московской оперетте, а потом — в театре Заньковецкой, пока он не возвратился во Львов. В дни Победы открылся, наконец, Ново­ сибирский театр оперы и балета, и Павлову пригласили в состав балетной труппы. Не­ мало ночей проревела она, так и эдак ре­ шая вопрос —ехать или не ехать? Там — сцена, без которой уже невозможно пред-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2