Сибирские огни № 02 - 1972

— Ну, как, ребята, к пятому закончим? — спрашивает Беккер. Шлепки и шарканье на минуту прекращаются. — Надо кончать,— спокойно за всех отвечает колхозник со строгим лицом учителя. На вид ему где-нибудь за сорок.—Сегодня что у нас? Семнадцатое сентября? Значит, больше двух недель в запасе. Сделаем! Они вслух раскладывают эти две с половиной недели по ступеням оставшихся работ: — Затирка... Двери навесить... Автопоилки... Два дня на крышу уйдет... Ученик во мне теряет выдержку. — За два дня крышу? Ну, знаете... Тогда второй учитель, помоложе, задает наводящий вопрос: — А что такое деревенская помочь, знаете? — О да, я знаю. Сам однажды принимал участие. Товарищ мой по работе в МТС и недальний сосед задумал строиться. Были тогда в моде избы-литухи. Так вот сосед мой и товарищ созвал на воскресенье помочь. Накануне он заго­ товил опалубку, припас мелкой соломы, была вырыта яма для глиняного раствора, по­ дана заявка на машину с цистерной, а также закуплен ящик беленькой, сварен лагун браги, осмыслена проблема закуски. Собралось человек тридцать. Одни помешивали в яме длинными мутовками, другие черпали ведрами, третьи подавали, четвертые вы­ ливали, пятые —в основном женщины и девушки, называемые «плясунами» —месили босыми ногами глино-соломенную массу. К вечеру стены были готовы, а вино и брага выпиты. Осенью, когда литая коробка закаменела, хозяин приступил к отделочным ра­ ботам. Мне этот эпизод запомнился еще и потому, что, возвращаясь поздно домой, я в темноте угодил в яму с остатками глины и сильно перепачкался. На другой день об этом знала вся усадьба, но никто не смеялся, поскольку человек шел не с гулянки, а с помочи —святое дело! Вероятно, учитель догадался, о чем я вспомнил в эту минуту, поэтому перешел к изложению нового материала. — Так и наш бригадир,— кивок в сторону Беккера.—Когда надо —собирает по­ мочь. Как вы думаете: сто человек выйдут —это сила? Сила! Бывает и больше. Тут у нас и подъемный кран есть —стогомет приспособили. По-хорошему-то и двух дней мно­ го на крышу... Беккер, как опытный педагог-наставник, помалкивал при этом разговоре. Только ■когда вновь раздались глухие шлепки по стене и шарканье, он счел нужным познако­ мить с ребятами. — Это Андрей Асмус, комбайнер. Андрей,—окликнул он старшего,—когда ты подборку закончил? — Вчера в обед, то ли не знаешь? —не прекращая работы, ответил Асмус. — Вчера остановил комбайн, сегодня на стройке,— подытожил Беккер.—Скоро свекла подойдет, тогда он сядет на другой комбайн. Вот девушки —они доярки. Те двое парней, что газосварщики, тоже вообще-то трактористы. У нас тут один только немеханизатор —Смагин Алексей. Строительное училище кончал, с городской стройки к нам пришел... — То есть, как это немеханизатор? — повернулся вдруг мой молодой учитель, и мастерок с раствором застыл в его руке.—А трактор на будущий год мне кто обещал? — Я хотел сказать, что ты еще не работал по второй специальности. Весной полу­ чишь трактор, точно,—успокаивает Беккер и на его крупном волевом лице появляется улыбка. И твердая складка небольших ярких губ, открываясь, неожиданно обнаружи­ вает молодое озорство характера. Очень симпатичная улыбка. Как-то сразу начинаешь верить, что этого большого человека, доживающего свой пятый десяток, могут запросто называть Сашкой. Я думаю о том, что личное обаяние всегда играло не последнюю роль при выборе .руководителя.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2