Сибирские огни № 01 - 1972
советской литературе. Тут у П. Забелина, к сожалению, значительно менее удач, чем это требуется от целой книги, посвященной И. Гольдбергу. Правда, в книге есть одна, так сказать, спасительная фраза, которая, казалось бы, избавляет автора от необходи мости анализировать некоторые значитель ные произведения И. Гольдберга. П. Забе лин, например, пишет: «Цикл рассказов... о гражданской войне, белогвардейщине... в общем достаточно определенно освещен в работах о Гольдберге». Это был бы очень хороший ход — книга П. Забелина как бы продолжала ранее уже проделанную рабо ту,— если бы не' полемический тон автора по некоторым важным вопросам творческо го развития писателя. Полемика — дело хо рошее, но она требует, как известно, и хо рошей доказательности. Вот этого, к сожа лению, и недостает книге П. Забелина. Начать хотя бы с полемики по поводу «Исповеди». П. Забелину хочется защитить это произведение от оценки своих Предше ственников. Было, например, сказано, что повесть «Исповедь» слаба и подражательна. П. Забелин по этому поводу пишет так: «Но как бы ни была «Исповедь» слаба, подра жательна, именно в ней родился собствен ный метод Исаака Григорьевича — психоло гизированное тяготение к напряженной со бытийности глубокой интимности» (стр. 23). Что это за открытие собственного творче ского метода «психологизированное тяготе ние»? Тут просто надо было вмешаться ре дактору и сказать: «Аркадий, не говори красиво»! Тут надо было говорить точно и на языке литературной науки, а не зани маться изобретением никому ничего не го ворящих терминов. Затем П. Забелин дока зывает, что эта «повесть выступает против общественной лжи, фальши, украшательст ва», что «это попытка показать пережива ния юноши, чистого духом, но бессильного перед ужасным противоречием бога и дья вола в человеке и торжеством дьявола», что «животное начало несовместимо с любовью, оно чудовищно всевластно». Сказав эти фразы и приведя соответствующие цитаты в доказательство, П. Забелин вдруг, явно себе противореча, заявляет: «Пессимистиче ский финал малооправдан», и вся повесть «звучит в унисон со всеми произведениями сборника, обличавшего самодержавные по рядки в Сибири», и даже в унисон с теми авторами, которые «звали к бою, пели хва лу свободе». Уму непостижимо, как повесть могла «звать к бою», если пафос ее в том, что «животное начало» в человеке «чудо вищно всевластно»? В том-то и дело, что автор «Исповеди» не просто испытывал «влияние слога Леонида Андреева», как об этом сказано на стр. 24, а в идейном отно шении тоже шел слепо за ним, и молодому И. Гольдбергу, как и Л. Андрееву, свойст венно было основное противоречие, хорошо сформулированное в свое время В. Воров ским,— «болезненное тяготение к вопросам общественности и безнадежный пессимизм в оценке их». Или возьмем вопрос о так называемом «законе тайги», который все-таки стоял в произведениях И. Гольдберга и подчас под менял законы социального развития обще ства. Даже сам И. Гольдберг говорил, что «закон тайги» в ведущем рассказе цикла «Путь, не отмеченный на карте»... скомкал социальную сущность гражданской войны в таежной деревне» (см. «Биографию моих тем»). Понимая всю несколько преувеличен ную самокритичность этого заявления, мы тем не менее не можем его игнорировать, особенно при анализе дореволюционного творчества писателя. Но П. Забелин снова вступает в полемику: «И как не надо усма тривать в «Тунгусских рассказах» преувели ченное внимание к «закону тайги»... так нельзя ограничивать их значение богатством чисто местного материала... Писатель уви дел классовое расслоение таежного сибир ского села, увидел простого, бескорыстного и святого в своей наивности охотника... уви дел жестокого дельца-эксплуататора» (стр. 52). Да, увидел, и об этом писалось до- П. Забелина. Но вот почему весь дорево люционный цикл «Тунгусских рассказов» проникнут пессимизмом, автор монографии в какой-то мере умалчивает, а если и гово рит, то с оговорками: «Конкретного выхода писатель, с его эсеровскими взглядами, не предлагает... Но что примечательно, он под мечает настроения стихийного пробужде ния и протеста со стороны простого север ного люда» (стр. 57). Ах этот «протест», которым частенько оперирует автор, не за мечая, что он ведь еще и освещен авторским отношением к нему. Протест-то он подме чает, но тут же говорит, что он бессилен то перед «животным началом» в человеке, то перед «законом тайги», то перед стихией крестьянского собственнического самоутвер ждения, которое захлестывает все и вся. Вероятно, необходимо не просто защищать И. Гольдберга от несправедливых обвине ний, а показывать динамику его противоре чивого развития. Для того чтобы показать реальное место творчества И. Гольдберга в советской лите ратуре, необходимо с особенной тщатель ностью проанализировать лучшие произве дения писателя. Этого П. Забелин, увы, то же не делает. Анализ наиболее значитель ных произведений И. Гольдберга потонул в кратких характеристиках произведений второстепенных или третьестепенных. Ана лизу «Поэмы о фарфоровой чашке» отведе на целая глава. И это правильно. Но в ней автор монографии почему-то все внимание сосредоточивает на «Хайтииских очерках», которые, разумеется, способствовали появ лению «Поэмы», но никак ее заменить не могли. Они попросту слабоваты как произ ведения художественной литературы. Тем не менее о них говорится в книге значитель но больше, чем о «Поэме». А когда автор переходит к самой «Поэме», то понять ее достоинства из анализа, проделанного П. З а белиным, невозможно. Вот, например, что
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2