Сибирские огни № 01 - 1972
«путнику Л. Н. Сейфуллиной, соавтору сце нического варианта «Виринеи», история со здания которой, кстати, подробно расска зана в книжке; здесь же указан и прототип героини: девушка Ариша, сторожиха в шко ле, где работала учительницей Сейфуллина в годы первой мировой войны (мордовская деревня Карайгир). В книжке не отмечена та большая роль, которую сыграл В. П. Правдухин в становлении Сейфулли- ной-писательницы как вдумчивый критик и взыскательный редактор. Не отмечена и роль А. К. Воронского в развитии таланта Сейфуллиной: редактируе мый им журнал «Красная новь» первым, еще в 1922 году, высоко оценил ранние про изведения Сейфуллиной (особенно — «Пра вонарушителей») и внимательно следил за ее творческим ростом. Воронский и сам на писал большую статью о творчестве Сей фуллиной. Встречаются в книжке и ошибки факти ческого порядка. Неверно, например, что автор мог встретить в квартире Сейфулли ной в Москве в 1923 году Е. Пермитина и П. Васильева. Оба писателя появились в столице на исходе двадцатых годов. Не бы ло еще тогда и дружеских связей Сейфул линой с Новиковым-Прибоем и Бабелем. Среди ближайших друзей Л. Сейфуллиной не названы писатель Г. Никифоров и поэт В. Наседкин. Некоторые из писем, приводимых в книж ке, не датированы, что создает известные затруднения при использовании их в лите ратуроведческих целях. Однако частичные недочеты не мешают книжке 3. Н. Сейфуллиной занять свое надежное место в советской мемуари стике. НИК. СМИРНОВ П. В. Забелин. Путь, отмеченный на кар те. Иркутск, Вост.-Сиб. кн. изд., 1971. Книга П. Забелина посвящена жизни и творчеству Исаака Григорьевича Гольдбер га, замечательного советского писателя 20— 30-х годов. Весь его жизненный путь был связан с Сибирью, в частности с городом Иркутском, потому и хорошо, что именно в Иркутске вышла о нем первая монографи ческая книга. Достоинства книги П. Забелина несом ненны. Автор собрал богатейший, зачастую новый материал, ранее не попадавший в по ле зрения исследователей. П. Забелин под робней, обстоятельней раскрыл биографию писателя, больше, чем кто-либо до него, уде лил внимания начальному периоду творчест ва И. Гольдберга, подняв для этой цели иркутские , и читинские газеты дореволюци онных лет (например, газеты «Сибирь» и «Забайкальская новь») и материалы мест ных архивов. П. Забелин убедительно по казал,; какую огромную работу проделал И. Гольдберг, прежде чем стал писателем высокой культуры. Работа И. Гольдберга в качестве журна листа была, оказывается, чрезвычайно боль шой и многосторонней. А самое главное — она была связана с пристальным вниманием к положению рабочего класса Сибири. Да, мы знали о политических колебаниях и за блуждениях писателя, знали, что он вышел с честью из идейного кризиса и стал актив ным строителем социализма в родной стра не. Но как и почему произошел в нем пере лом после окончания гражданской войны — об этом мы имели весьма общие представ ления. Сейчас мы можем судить, что актив ное участие в прогрессивной газете «Забай кальская новь» не прошло для него бес следно. В ней, сообщает исследователь, И. Гольдберг за короткий срок поместил около двух десятков больших статей, среди которых есть такие, как «Ремонтные рабо чие», «Безработица», «Об условиях найма», к 50-летшо герценовского «Колокола» и другие. В них он обнаруживает знакомство с Марксом, энергично выступает в защиту жестоко эксплуатируемых сибирских рабо чих, обличает русских капиталистов, требует свободы народу. Совершенно очевидно, что очередной арест в 1907 году и последовав шая затем ссылка в Братский острог выз ваны в значительной степени этой едва при крытой антиправительственной журналист ской деятельностью. Более подробно рассказывает П. Забелин и о ранних художественных поисках писа теля. Обыкновенно в статьях о Гольдберге говорилось лишь о повести «Исповедь», опубликованной в 1906 году. П. Забелин устанавливает, что первый рассказ «Артист» опубликован газетой «Сибирь» в октябре 1902 года, а в газете «Забайкальская новь» появились рассказы «Ужас», «Легенда», «Ночью». Характерно, что в аллегории «Ле генда» дан образ «одного мудрого с моло том в руках», который говорит: «Мы не разрушим! Мы пересоздадим!» Так, переходя от одного существенного факта к другому, П. Забелин доказывает, что перелом в мировоззрении писателя, со вершившийся в самом начале 20-х годов, не был случайным. И анализ творчества И. Гольдберга у П. Забелина значительно полнее, чем у дру гих литературоведов. Пишет он и о таких, чаще всего лишь упоминаемых произведе ниях, как повести «Темное» и «Его путь», как рассказы «Братья Верхотуровы» или «Случай с Селиверстовым» — вплоть до детектива «Преступление Сомова», находя щегося, собственно, вне литературы. Дается в книге и более широкое представление о ха рактере И. Гольдберга, приводятся и новые документы, воспоминания знавших его лю дей. Эта полнота и обстоятельность подку пают читателя и вызывают уважение к мо лодому исследователю. Остается теперь сказать о том, как ана лизирует П. Забелин произведения И. Гольд берга, как определяет место писателя в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2