Сибирские огни № 01 - 1972
люционеров-народовольцев с царизмом. Ав тор с большой теплотой рисует образы круп нейших деятелей «Народной воли»: В. Н. Фигнер, Германа Лопатина, П. Ф. Яку бовича и их товарищей. Запоминаются об разы членов заграничного центра партии М. Н. Ошаниной и Л. А. Тихомирова. В изображении «подпольной России» и ре- волюционеров-народовольцев Ю. Давыдов обнаруживает глубокое знание материалов, в том числе — архивных. К сожалению, автор мало места уделил изображению «Молодой партии Народной воли», возникшей в начале 1884 г. А ведь «Молодая партия», созданная поэтом и ре волюционером П. Якубовичем, была отчаян ной попыткой части народовольцев найти новые пути и тактику для революционной борьбы в условиях реакции. Здесь автор ро мана допускает невольное преуменьшение роли П. Якубовича в народовольческом дви жении. Почти ничего не говорит писатель об идейной борьбе Г. А. Лопатина, руководите ля «старой» партии, сторонника прежней тактики «Народной воли», с руководителем и членами «Молодой партии». А эта борьба велась остро в течение нескольких месяцев (с марта по май 1884 г.). Единство же в народовольческом движении было восста новлено лишь в начале июня 1884 г. Дума ется, что этот эпизод из истории народо вольческого движения следовало бы осве тить шире и глубже. В целом же роман Ю. Давыдова «Глу хая пора листопада», посвященный одному из малоизвестных периодов в истории осво бодительного движения, написанный на большом фактическом материале, будет с интересом встречен нашим читателем. ОЛЕГ САЙКИН Зоя Сейфуллина. Моя старшая сестра, воспоминания.. М., «Сов. писатель», 1970. Книжка младшей сестры Л. Н. Сейфул- линой — Зои Николаевны — представляет ценность и как непосредственный источник для биографии известной советской писа тельницы, и, в известной мере, как матери ал для характеристики литературной обста новки 20—40-х гг. Несомненный интерес имеют, в частно сти, данные, касающиеся детства, отрочест ва и юности Л. Сейфуллиной — литератур ные способности ее отца, православного священника из казахов, которому было за прещено, под угрозой снятия сана, печа таться в «светских» изданиях, блестящие сочинения Лидии Николаевны в епархиаль ном училище и гимназии, ее неудавшаяся вртистическая карьера,— она несколько лет подвизалась на профессиональной провин циальной сцене — и, наконец, расцвет ее ли тературного таланта после Октябрьской ре волюции. Мемуаристка, опираясь на биографиче ские факты, наглядно отметила характер нейшие, рано проявившиеся у Лидии Нико лаевны черты ее характера — безоговороч ную принципиальность, правдивость, глу бокую эмоциональность, ненависть к любо му злу, влюбленность в добро, трогатель ное чувство товарищества. С большим вниманием прослежена в книжке поистине подвижническая работа Л. Н. Сейфуллиной с молодыми писателя ми, ее занятия в рабочих литературных кружках — одно время, чтобы ближе стать к массе, она даже работала на заводе — и ее напряженная деятельность в качестве публициста в годы войны. Замечательны и поныне действенны ее слова о работе с мо лодежью: «Критиковать нужно беспощадно, но только не по системе нападания, необхо димо щадить самолюбие начинающего ав тора, доверчиво пришедшего за помощью и добрым словом к опытному писателю». Письма Л. Сейфуллиной к сестре во вре мя войны хорошо показывают военную Мо скву, как бы одетую в панцирь и опоясан ную мечом, и являются, уже сами по себе, выразительным документом литературного значения. Писательница не раз выезжала на фронт и активно участвовала в издании сборника о гвардейцах Красной Армии, за что была награждена Знаком гвардии. Сол даты называли ее «гвардии мамаша». Интересны и приводимые в книжке пись ма Ем. Ярославского, М. П. Чеховой и Л. Рейснер, а также телеграмма И. Г. Эрен- бурга, в связи с шестидесятилетием Ли дии Николаевны, и душевный автограф М. М. Пришвина на одной из подаренных им книг. Это свидетельствует о том боль шом уважении, которым пользовалась Л. Сейфуллина в литературном мире. Довольно внимательно прослежены в книжке взаимоотношения Сейфуллиной С рядом писателей, ее друзей, прежде всего — с А. Фадеевым и М. Светловым. Портрет Фадеева, относящийся к последним годам его жизни, получился наиболее живым. До вольно хорошо нарисован, несмотря на от рывочность, и образ Маяковского с его гор дым советским патриотизмом (имеется в ви ду встреча Сейфуллиной и Маяковского в Париже). Есенин в книжке вовсе не пока зан, и упоминание о том, что он бывал в квартире Сейфуллиной в 1923—1925 гг., мне кажется, не соответствует действительности: они встречались только случайно, в редак циях и на литературных вечерах, и друж бы между ними не было. Но стихи Есенина Лидия Николаевна очень любила, и не толь ко «Письмо к матери» и «Все живое осо бой метой...», как указывается в книжке, но — особенно — «Не жалею, не зову, не плачу...» и «Мы теперь уходим понемногу...» Книжка, написанная с теплом и лю бовью, простым и легким языком, вызывает, впрочем, если не возражения, то некоторое огорчение: слишком мало сказано в ней о близких Сейфуллиной людях и о некоторых ее друзьях. Это относится прежде всего к В. П. Правдухииу, долголетнему другу и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2