Сибирские огни № 01 - 1972
при неукоснительнейшем взаимном уваже нии, более того — любви. В этом — разрешение непосильного для школьного литературоведения противоре чия: как случилось, что из-под одного и то го же гениального пера выходят, с одной стороны, послания к Чаадаеву и в Сибирь, а с другой — стансы «В надежде славы и добра...» и продолжающие их стихи «Друзь ям» («Нет, я не льстец...»). «Свободный певец свободы и закона» как называет Пушкина В. Н. Иванов, бе седует с временем на равных, мудро пони мая пределы его возможностей и пытаясь, во имя главного и высшего, договориться с временем. На уровне посредственности такие пере говоры действительно приводят к конфор мизму. На пушкинском уровне они привели к трагедии. «Отношение Пушкина к царю и государ ству,— пишет В. Н. Иванов,— было неким родом кратковременного равновесия очень сложного ряда сил, и такое равновесие могло быть неустойчивым». Точный, многое объясняющий итог! Книга В. Н. Иванова не лишена недо статков. Главный из них: не все «рекон струированные» воображением писателя эпизоды убедительны. Например — и про должительная беседа Пушкина и Вяземско го в одной из тогдашних московских бань. Или — в начале книги — то место, где моло дой Пушкин, поспешая в первый день само стоятельной жизни на службу в Коллегию иностранных дел от Калинкина моста на Английскую набережную в Петербурге, ре шает воспользоваться яликом и плывет в сопровождении лодочника вдоль всей Фон танки (против течения!), да еще изрядный кусок по Неве. Да это же вернейший спо соб опоздать — не говоря уже о том, что Самсониевский мост, под которым якобы пронесся ялик, явно явился здесь на месте Симеоновского: подвела писателя память по части ленинградской топонимики! Едва ли уместно в контексте книги ци тирование строк из дантовского «Ада» в современном переводе М. Л. Лозинского. Но. как мне кажется, отдельные недо статки лишь в малой степени смогут пов лиять на общую оценку книги. Не так давно в Хабаровске мы встре тились с В. Н. Ивановым в его рабочем ка бинете. Восьмидесятитрехлетний литератор, человек сложнейшей судьбы, рассказывал о дальнейших своих планах, о будущей книге, в которой продолжается и развива ется главная тема творчества писателя в последние десятилетия: русский народ и русская государственность в историческом аспекте. Органическим звеном в этот большой труд входит и работа о Пушкине — работа, которая не многим была бы по плечу. ИЛЬЯ ФОНЯКОВ Юрий Давыдов. Глухая пора листопада. Роман. М., «Молодая гвардия», 1970. Героическое единоборство партии «На родная воля» с царским самодержавием со ставляет одну из ярких страниц отечествен ной истории. Своего апогея борьба эта до стигла 1 марта 1881 г., когда на набереж ной Екатерининского канала в Петербурге бомбой народовольцев был смертельно ра нен царь Александр II. Этим террористи ческим актом народовольцы надеялись выз вать в России революцию или восстание. Сменивший на престоле убитого царя Александр III перешел к жесточайшим реп рессиям и подавлению всего передового и демократического движения в обществе. В стране воцарилась глубокая реакция, по разившая все сферы общественной жизни. Партия «Народной воли» понесла большие потери: многие ее руководители погибли на виселицах или в тюрьмах. Но, несмотря на разгул правительственной реакции в 80-х годах, народовольцы не сложили ору жия. Вот эти события 80-х годов XIX века и положены в основу нового романа Юрия Давыдова «Глухая пора листопада». В ро мане описывается борьба «Народной воли», ослабленной, с одной стороны, арестами, с другой стороны — в результате так называ емой «дегаевщины», провокации, устроенной департаментом полиции. Дегаевская прово кация отражена в романе довольно под робно. Юрий Давыдов много и успешно рабо тает в жанре исторического романа. Перу писателя принадлежит целый ряд книг («Март», 1964; «Этот миндальный запах», 1966; «Новое небо», 1967 и др.). В основу его нового произведения легли действитель ные исторические события начала 80-х го дов прошлого века. Всюду это сделано с большим знанием фактов, материалов, ис точников. Герои романа (не считая второ степенных) — подлинные исторические лица. Показывая правительственный лагерь, ла герь реакции, Ю. Давыдов дает меткие и выразительные портреты его деятелей. Здесь и царь Александр III, человек весьма по средственный, и граф Д. А. Толстой, вдох новитель и проводник реакционной поли тики, назначенный царем министром внут ренних дел и в то же время... президент Академии наук, безусловно, человек не без способностей, но враг всего прогрессивно го, «злой гений России». Здесь и ловкий, хитрый подполковник Г. П. Судейкин, ин спектор секретной государственной полиции, один из первых организаторов политиче ской провокации, склонивший народоволь ца С. Дегаева на путь предательства... Лагерю правительственному в романе противостоит революционный лагерь, на стороне которого, конечно, все симпатии и чувства автора. Основное место в рома не отведено изображению событий револю ционного мира, мужественной борьбе рево
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2