Сибирские огни № 01 - 1972
ведений. Это проявляется в тех моментах неожиданности и внезапности по принципу «но вдруг», которые возникают в развитии действия повести. Васька гиляк дважды попадает в поло жения, угрожающие ему гибелью. Один раз это случилось во время охоты за лиси цей, когда он врезался лыжами в прикры тую валежником яму; в другой раз — во время поездки в город, когда по дороге его застал буран. Читатель с интересом следит, как удается герою выйти из опасного при ключения, как приходит к нему счастливое избавление от беды. Однако приключения героя не становятся предметом самодельно го внимания. Через их видимую случай ность просматривается жестокая зависи мость человека родового строя от мира природы, раскрываются типичные для этой среды невыносимо тяжелые условия труда и быта. Ощутима романтико-приключенческая струя и в повести «Афанасий Олешек». На дежда разбогатеть привела американца Сиднея к берегам Охотского моря. Отсюда он увез корабль драгоценных мехов, но оставил свою жену красавицу-тунгуску Сы- раждок. Много лет спустя к этим же бере гам приблизится торговое судно Герберта Гучисона. Склонный к сентиментальности, потомок капитана Сиднея приехал сюда, чтобы взглянуть на места, откуда пошло их фамильное богатство, и чтобы в свою оче редь умножить его путем выгодной торгов ли с туземцами. Здесь он встречает тунгус скую девочку Никичен и по купленной у нее каптарге, вышитой экзотическими пальма ми, догадывается, что Никичен — его род ственница. Из всех тунгусских женщин только Сыраждок умела вышивать пальмы... Повести Р. Фраермана 30-х годов на глядно убеждали в том, какие широкие возможности поисков жанрового и стиле вого своеобразия открывала перед русским писателем работа над инонациональным материалом. В 1934 году Р. Фраерман вместе с А. Фа деевым, П. Павленко и А. Гидашем, живо откликнувшимися на призыв только что прошедшего Первого съезда писателей быть ближе к жизни, снова приехал на Даль ний Восток. Писатель вновь встретился с дорогим его сердцу краем, посетил места недавних боев Особой Краснознаменной Дальневосточной армии (ОКДВА) с япон скими захватчиками. Впечатлениями этой поездки навеяны такие произведения писа теля, как рассказ «Несчастье Ан Сенена» (1935) и повесть «Шпион» (1937), в центре которой — обаятельный образ корейского мальчика Ту Суеви, помогающего совет ским пограничникам поймать опасного япон ского шпиона майора Исикаву Санджи Ма ленького. Ясно ощущается адресованность повести юному читателю. Это проявляется и в ярко выраженной приключенческой направлен ности ее действия, и в общей тональности повествования, незамутненной какими-либо сложными сомнениями и переживаниями, и в изображении чистого мира ребенка. И здесь чувствуется свойственное Р. Фраер- ману стремление передать своеобразие ино национальной психологии, уловить неповто римые черты человека другой националь ности. Пройдут годы со времени первой встре чи Р. Фраермана с Дальним Востоком, и он создаст лучшую свою книгу «Дикая собака динго, или Повесть о первой люб ви», героями которой будут «думная» де вушка Таня и наивно-непосредственный, без ответно влюбленный в нее, немножко смеш ной и очень трогательный нанайский маль чик Филька. Образ инонациональной жиз ни приобретает в творчестве Р. Фраермана значение той удивительной по своему по стоянству ноты, того поэтического лейтмо тива, без которых невозможно представить его писательскую сущность, его писатель ское «я». Не случайно на эту именно осо бенность его творчества обратил внимание К. Паустовский: «Пожалуй, никто из наших писателей еще не говорил о людях разных народностей Дальнего Востока — о тунгу сах, гиляках, нанайцах, корейцах — с такой дружеской теплотой, как Фраерман. Он вместе с ними воевал в партизанских отря дах, погибал от гнуса в тайге, спал у ко стров на снегу, голодал и побеждал. И Васька-гиляк, и Никичен, и Олешек, и мальчик Ти Суеви и, наконец, Филька — все это кровные друзья Фраермана, люди преданные, широкие, полные достоинства и справедливости»1. 1к. П а у с т о в с к и й . Собр. соч. в шести, томах. М ., 1958, т. 6, стр. 580,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2