Сибирские огни № 01 - 1972

ская власть, как море, смывает все берега, то неужели же на томский берег не вы­ плеснет она никакой радости?» Вот тогда- то и входит логично, просто, естественно в его сознание мысль о создании гиляцкой ар­ тели, о коллективном труде, о докторе для всех гиляков, об обшей школе. Васька приезжает в родное стойбище со своими новыми друзьями — русским Боженковым и китайцем Лутузой— и вместе с ними го­ рячо берется за строительство новой жизни. После этого главной движущей силой сюжета в повести становятся дела артель­ ные: многие из тех проблем, которые поста­ вил Р Фраерман в повести «На мысу», встанут здесь вновь на материале инона­ циональной действительности, в применении к Боженкову. Лутузе, самому Ваське. Своеобразие повести Р Фраермана в том что в центре ее — судьба одного чело­ века. но изображена она так, что через нее раскрывается судьба целого народа Созда­ ние характера Васьки — большая творче­ ская удача писателя. Он получился жи­ вым, интересным, убедительным. Четкость социальной характеристики героя прекрас­ но сочетается с многосторонностью его психологической мотивировки Именно в психологии —«гвоздь» характера Васьки гиляка Писатель стремится раскрыть соци­ альный смысл его действий и поступков, исходя не только, вернее — не столько, из его внешнего положения бедного гиляка, а как бы изнутри, из всего строя его внут­ ренней жизни, его индивидуального темпе­ рамента и натуры Васька беден, и счастье не дается ему в руки, но он наделен чувст­ вом собственного достоинства, умен, сооб­ разителен. находчив, он лучший охотник и гонщик собак, он хвастлив и так же, как другие гиляки, наивен и доверчив, но он же и «лукав, как дух», и хитер, и «помнит только те обычаи, которые ему полезны». Он упрям и тверд в достижении цели, и, когда ему надо склонить на свою сторону сородичей, он убеждает их не словами, а практически, ловкостью в охоте на мед­ ведя и своей победой в собачьих гонках. В соответствии с этой многосторонней очерченностью внутреннего мира героя на­ ходится и богатство его эмоциональных связей с внешним миром. Автор изображает его довольным, обиженным, печальным, оскорбленным, злым, беспокойным, томя­ щимся в недобром предчувствии, хмурым, радостным, наконец, счастливым. И в сиене охоты писатель обращает внимание не столькс на детали окружающей обстанов­ ки, сколько на внутреннее состояние героя, которому весь мир видится одушевленным, думающим, чувствующим : «Васька был не­ подвижен, как земля. Но вдру| он почув­ ствовал. что лиса заметила его. Он узнал это потому, что в тот самый момент страш­ но сжалось и стукнуло сердце. В гла ¡ах метнулось дремучее, тревожное лицо зверя» Но как бы ни был индивидуален и не­ повторим человеческий миг Васьки, он ра­ скрывается в тесной связи с авторскими представлениями о сущности национально­ го характера гиляцкого народа. Отсюда так часты н тексте повести ремарки обобщаю­ щего плана: «Васька редко с^ея^ся. как всякий гиляк, но сейчас широко улыбался своими толстыми губами», Митька, «как и все гиляки, был низкоросл, широкогруд...»; «Удивляться было недостойно гитяка»; «Часа два проводил он в пустых разгово­ рах, как настоящий гиляк, и лишь после этого начинал» Васька, «как всякий ги­ ляк. помнил каждого человека, которого он когда-либо встречал», и т. д. Полон глубокого смысла тот факт, что советский писатеть стремился под” етить и выделить в социально отсталом народе прежде всего те черты, которые свидетель­ ствовали бы о его причастности к миру вы­ соких общечеловеческих чувств и сделали бы возможным его переход к новым фор­ мам жизни. Предпринимая попытку худо­ жественного исследования национального характера гиляков. Р Фраерман не упустит возможности отметить, что принцип ар­ тельного груда не противоречит обычаям гиляков, что «бить зверя артелью для гиля­ ков было не впервые». Характер же Васьки гиляка изображен в повести так, что ни на мин\т\ не оставляет читателя в сомнении относительно способности гиляка встать на один уровень с представителями других на­ родов... Действие повести «Афанасий Олешек» переносил читателя в не менее самобытный мир жизни эвенков. События, изображен­ ные в произведении, также относятся ко времени гражданской войны и интервен­ ции, в судьбах героев повести много обще­ го с судьбой Васьки-гиляка и его сородичей. Эвенкийская девочка Никичен разыски­ вает своего севокина — ритуального оленя, и хотя отец сказал ей когда-то: «Не запря­ гай его, не ставь под седло и, если потеря­ ется. не ищи, '-то— твоя судьба»,— девочка в поисках забрела так далеко, что неожи­ данно оказалась у моря. И здесь, на мор­ ском берегу, почти одновременно увидела она дымок приближающегося американско­ го парохода «Эльдорадо» и встретилась с от­ рядом русских, пришедших в тайгу вместе с ее отиом и Афанасием Олешком. В этой од­ новременности появления на морском бере­ гу партизанского отряда и американского торгового судна заключается почти симво­ лический смысл. Это встреча двух диамет­ рально противоположных по социальному характеру цивилизаций с людьми живущи­ ми по законам патриархально-родового строя. И если встреча с одной из цивили­ заций грозит им гибелью и вырождением, то выреза с дургой —открывает перспек­ тивы социального возрождения Если амери­ канский торговец Гррберт Гучисон приехал сюда с мыслью о выгодной торговле и воз­ можности обогатиться за счет простодуш­ ны' тунгусов , то командира партизанского отряда комиссара F^''бывaeБa привела сюда великая цель установления социальной справедливости. В кармане его лежит маи- 17о

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2