Сибирские огни № 01 - 1972
очерке, когда представляет читателям по весть «Васька гиляк» как переработан ный вариант повести «Огневка». Признавая справедливость ее утверждения, что в «Ваське гиляке» не осталось ни одного из тех эпизодов, которые загромождали по вествование в «Огневке», что язык произве дения освободился от нарочитости» и т. д., следует отметить, что творческая история повести «Васька гиляк» восходит не только к «Огневке», но и к повести «На мысу». Художественная завершенность произведе ния является не только следствием есте ственно возросшего за эти годы мастерства писателя, но и выверенное™ отдельных сто рон его идейно-художественной концепции. Повесть «Васька гиляк» сразу же вво дит нас в неповторимую атмосферу гиляц кого быта' «Васька гиляк проснулся позд но... откинул заячье одеяло, под которым спал с женой и сынишкой, и сел на нары, отодвинув подальше свою постель — мед вежью шкуру, полную блох и грязи. Его голое тело, никогда не мытое, не видевшее солнца, неприятно белело в полумраке. Бо лела голова от выпитой вчера водки. Он посмотрел на земляной пол своей тесной, остуженной за ночь фанзы, на кучу юколы, сложенной в переднем углу, и полез под изголовье за табаком». Перед читателем постепенно разверты вается картина той жизни, где люди живут по несколько семей в одной фанзе, вечно «наполненной дымом и сумерками», где че ловеческое тело не видит ни воды, ни солн ца, где дети курят табак, а взрослые слеп нут от трахомы, где женщину покупают, как собаку, и где место подлинных знаний о природе и человеке занимает слепая ве ра в духов. Внешней бедности быта гиля ков отвечает такая же бедность их внут реннего мира, полное отсутствие духовных интересов. С того времени, как гиляки стали под данными России, к внутренней неустроен ности жизни этого маленького народа при бавилось еще безудержное хищничество русских купцов, которые, пользуясь преступ ным равнодушием властей к «инородцам», чинили здесь произвол и беззаконие и прак тиковали самые грабительские формы тор говли. Повесть как раз и открывается изо бражением утра после того дня, когда одурманенный ханшином Васька продал русскому купцу Сёмке свою лучшую соба ку Орона и когда, придя в себя, в великом отчаянии он четырежды согрешил как муж чина и охотник: избил жену, растоптал ее оловянные серьги и обшитые кожей амуле ты, проклял священную скалу Тыри и за плакал. А ведь «Васькд не плакал и тогда даже, когда отец его утонул в Амуре». Социальная характеристика Васьки да на в повести с предельной четкостью: «Васька был бедный гиляк» и страдал не только от хищничества русских торговцев, но и от прижимистых богатеев из собствен ной среды. Писатель рисует гиляков на той ступени исторического развития, когда их уже коснулся процесс социального расслое ния, когда косная сила общественной не развитости уже столкнулась со стихией то варно-денежных отношений и когда у гиля ков появились свои собственные эксплуата торы вроде Митьки Галяна. Он был род ственником Васьки, «но Васька его недо любливал за то, что разбогател >н обма ном, скупая у своих рыбу для русских куп цов, и за его сердце, жалкое и хитрое, как у собаки». И хотя Васька еще очень не зрел, наивен и простодушен, чтобы мыслит 1 сложными категориями и понятиями, НО' первые мысли о социальной несправедливо сти уже запали в его сознание: «Нет счастья бедному человеку», и он все чаще- задумывается над смыслом социального не равенства: и зачем русскому купцу Кузину так много рыбы? «Дельфин — и тот столь ко не съест! И почему Сёмка собак не вы кармливает, а имеет их больше сотни И по чему Митька не замерзает в тайге на охо те, а одежды его и денег хватило бы на два стойбища?» Конечно, когда Васька — после неудач ной охоты, чуть было не стоившей ему жизни,— уходит к партизанам, то не следу ет заблуждаться относительно глубокой осознанности его поступка; скорее всего,, побудительной причиной его была надеж да, что красные, расправившись с купцами, вернут ему Орона. Но такова естественная логика соприкосновения с великой идеей, что, однажды попав в орбиту ее влияния,, человек проникается ее величием, стано вится ее последователем и защитником. Став партизаном Лыжного отряда интерна ционального амгунского полка, Васька мно гого еще не понимает, но видит, что люди, с которыми свела его судьба, бескорыстны, преданны, общему делу и готовы ради не го на подвиг. Здесь он узнает о героиче ской смерти своего русского друга — коман дира партизанского отряда Андрея Макаро ва, здесь возникает его дружба со старым приисковым рабочим Боженковым, препо дающим ему азы политической грамоты. Васька ходит в разведку, воюет с интер вентами и белыми; ему посчасттивится лич но взять в плен и Кузина, и Сёмку, и ма дам Борецкую, по настоянию которой япон ский майор Исикава выдал Макарова рус ской контрразведке. За это время многое успеет измениться в сознании бедного ги ляка, так что снова возвратившийся к нему Орон, «слушая его голос после разлуки, на ходил в нем много такого, чего раньше не знал». «Васька мог бы вернуться счастливым человеком», если б не изменилось само представление его о счастье. Теперь уже не укладывалось оно в мечту о возвращении Орона или даже об обладании большим ко личеством собак. Теперь Васька мыслит шире, и счастье для него уже неотделимо от мечты о счастливой жизни всего гиляц кого народа: «Разве только ради Орона и собак прошел я с красными такую страш ную и длинную дорогу? Нет! Если совет
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2