Сибирские огни № 01 - 1972
Л. ЯКИМОВА „Свобода и любовь к человеку — это главков . . . 11 Имя писателя Р. Фраермана читатель связывает, главным образом, с книгой «Ди кая собака динго, или Повесть о первой любви». И хотя чаще всего издается она Детгизом, и на титуле ее указывается — «для среднего и старшего школьного возра ста», человек, прочитавший книгу в детстве или юности, навсегда сохраняет память о той лирико-романтической атмосфере, ко торая наполняет это произведение. И ред ко кого оставляет желание вернуться к ней уже в зрелые годы, чтобы проверить свои прежние впечатления и еще раз пережить то трепетно-волнующее чувство, которое вызывает в каждом человеке и первая лю бовь, и расставание с детством. Однако пе ру Р. Фраермана принадлежит не одно, а многие, достойные внимания современно го читателя, произведения. К сожалению, советское литературоведение до сих пор остается в долгу перед этим интересным пи сателем. У иас нет ни одного сколько-ни будь обстоятельного исследования, посвя щенного творчеству Р. Фраермана и ра скрывающего своеобразие его писательского мастерства, его творческую эволюцию. Един ственная в этом роде книга М. Блинковой1, как по характеру своего издания, так и по своим жанровым особенностям, не может претендовать ни на глубокое освещение вопроса о месте и роли Р. Фраермана в раз витии советской литературы, ни на исчерпы вающий идейно-художественный анализ его произведений, ни на библиографическую полноту исследования творческой биогра фии писателя. Это не значит, что книга лишена досто инств. Нельзя не отметить, например, све- к жести и оригинальности той трактовки, ко торая дана здесь «Дикой собаке динго, или Повести о первой любви», нельзя не при знать определенной результативности авто 1 М. Б л и н к о в а. Р. И. Фраерман. Кпитико- биографический очерк. М., «Дет. лиг.», 1959, ра в попытке очертить общие контуры твор- 'ческой работы писателя. Однако предвзя тость отношения к Р. Фраерману как только детскому писателю излишне сужает рамки работы, точно так же, как и намерение ав тора осуществить исследование без архив ных и журнально-газетных изысканий. Творчество Р Фраермана нуждается в серьезном исследовании как с точки зрения его идейно-художественного своеобразия, так и восстановления библиографической полноты отдельных его этапов. В этом смы сле особое значение приобретает изучение сибирского периода творчества Р. Фраерма на, характер работы писателя над сибир ским материалом, развитие им сибирских мотивов. Ведь путь Рувима Исаевича в ли тературу начался именно в Сибири, где и застали его события революции и граждан ской войны. Здесь, на Дальнем Востоке, он вступил в партизанский отряд, в задачу ко торого входила охрана побережья от япон ских интервентов и установление советской власти среди местного населения — эвенков, нивхов и др. В течение четырех месяцев шел отряд по тайге вдоль побережья Охот ского моря, и наблюдения над своеобраз ной, полной новизны и неповторимости, жизнью этого района легли в основу многих произведений Р. Фраермана. Вместе с отрядом, присоединившимся затем к регулярным частям Красной Армии, Р. Фраерман оказался в Якутске. В парти занском отряде началась литературная дея тельность будущего писателя: он был ре дактором отрядной газеты «Красный клич», а в Якутске — редактором газеты «Ленский коммунист», несколько позднее сотрудничал в разных сибирских газетах и журналах. В 1921 году Р. Фраерман уехал в Моск ву, но не порывал связи с сибирскими жур налами. Произведения писателя, пронизан ные глубокой любовью к Дальнему Восто ку, ощущением поэтического своеобразия этого края с его «размахом во всем, начи-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2