Сибирские огни № 01 - 1972

Л. ЯКИМОВА „Свобода и любовь к человеку — это главков . . . 11 Имя писателя Р. Фраермана читатель связывает, главным образом, с книгой «Ди­ кая собака динго, или Повесть о первой любви». И хотя чаще всего издается она Детгизом, и на титуле ее указывается — «для среднего и старшего школьного возра­ ста», человек, прочитавший книгу в детстве или юности, навсегда сохраняет память о той лирико-романтической атмосфере, ко­ торая наполняет это произведение. И ред­ ко кого оставляет желание вернуться к ней уже в зрелые годы, чтобы проверить свои прежние впечатления и еще раз пережить то трепетно-волнующее чувство, которое вызывает в каждом человеке и первая лю­ бовь, и расставание с детством. Однако пе­ ру Р. Фраермана принадлежит не одно, а многие, достойные внимания современно­ го читателя, произведения. К сожалению, советское литературоведение до сих пор остается в долгу перед этим интересным пи­ сателем. У иас нет ни одного сколько-ни­ будь обстоятельного исследования, посвя­ щенного творчеству Р. Фраермана и ра­ скрывающего своеобразие его писательского мастерства, его творческую эволюцию. Един­ ственная в этом роде книга М. Блинковой1, как по характеру своего издания, так и по своим жанровым особенностям, не может претендовать ни на глубокое освещение вопроса о месте и роли Р. Фраермана в раз­ витии советской литературы, ни на исчерпы­ вающий идейно-художественный анализ его произведений, ни на библиографическую полноту исследования творческой биогра­ фии писателя. Это не значит, что книга лишена досто­ инств. Нельзя не отметить, например, све- к жести и оригинальности той трактовки, ко­ торая дана здесь «Дикой собаке динго, или Повести о первой любви», нельзя не при­ знать определенной результативности авто­ 1 М. Б л и н к о в а. Р. И. Фраерман. Кпитико- биографический очерк. М., «Дет. лиг.», 1959, ра в попытке очертить общие контуры твор- 'ческой работы писателя. Однако предвзя­ тость отношения к Р. Фраерману как только детскому писателю излишне сужает рамки работы, точно так же, как и намерение ав­ тора осуществить исследование без архив­ ных и журнально-газетных изысканий. Творчество Р Фраермана нуждается в серьезном исследовании как с точки зрения его идейно-художественного своеобразия, так и восстановления библиографической полноты отдельных его этапов. В этом смы­ сле особое значение приобретает изучение сибирского периода творчества Р. Фраерма­ на, характер работы писателя над сибир­ ским материалом, развитие им сибирских мотивов. Ведь путь Рувима Исаевича в ли­ тературу начался именно в Сибири, где и застали его события революции и граждан­ ской войны. Здесь, на Дальнем Востоке, он вступил в партизанский отряд, в задачу ко­ торого входила охрана побережья от япон­ ских интервентов и установление советской власти среди местного населения — эвенков, нивхов и др. В течение четырех месяцев шел отряд по тайге вдоль побережья Охот­ ского моря, и наблюдения над своеобраз­ ной, полной новизны и неповторимости, жизнью этого района легли в основу многих произведений Р. Фраермана. Вместе с отрядом, присоединившимся затем к регулярным частям Красной Армии, Р. Фраерман оказался в Якутске. В парти­ занском отряде началась литературная дея­ тельность будущего писателя: он был ре­ дактором отрядной газеты «Красный клич», а в Якутске — редактором газеты «Ленский коммунист», несколько позднее сотрудничал в разных сибирских газетах и журналах. В 1921 году Р. Фраерман уехал в Моск­ ву, но не порывал связи с сибирскими жур­ налами. Произведения писателя, пронизан­ ные глубокой любовью к Дальнему Восто­ ку, ощущением поэтического своеобразия этого края с его «размахом во всем, начи-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2