Сибирские огни № 01 - 1972
И в маскараде этом нет ни забавности, ни серьезности. К счастью, эта личина ненадолго скры вает настоящее лицо поэта — живое, под вижное, любопытное, задорное. О войне Ка закова уже судит только по детским впе чатлениям, она воспитанница мирных лет. И все же, когда, рассказав о старшем своем современнике — «тот, растящий яблони, в Берлин входил когда-то в горьком, славном мае»,— она как бы становится рядом с ним и твердо произносит: «Мы — страна солдат, солдат»,— здесь не ощущаешь наигрыша, потому что наиболее сильные, свежие стра ницы книги впрямь проникнуты духом бое вой, солдатской отваги, той, что нужна и дорога не только на переднем крае, но и в любом деле, любой работе. Речь идет об •определившейся, отчетливо выступающей черте лирического характера, особенно при метной оттого, что проявляется она в сти хах, где немало места занимают мотивы, которые обычно называют женскими. В самом деле, очень часто именно в этой сфере дают себя знать подходы, решения столь схожие, скроенные на один манер, что здесь можно говорить лишь о шабло нах, поглощающих, заслоняющих индиви дуальность поэта,— впрочем, тут больше годится салонное — поэтессы. Этими тра фаретами, в которых женское поставлено на место человеческого, Казакова тоже грешит. (Вот хотя бы «Не верь, мой глупый, не верь — дойди до этого сам... В одно поверь: не горжусь, “то мной себя не бодришь», и т. д. и т. д.). Но редко. И в обращении к сердечным, любовным коллизиям ее выруча ет самостоятельность интонаций, за которы ми угадывается и достаточная душевная самостоятельность, самобытность нравствен ного облика Она сказывается в первом же разделе книги, где собраны стихи о войне, точнее — о военном времени. Вспоминая, как «в вой ну за горбушку и луковку... дергали леи дочерна и до ссадин», Казакова не жалует ся, не вздыхает, з спокойно утверждает: «Этот урок мне теперь не досаден». Она да же довольна' «Выросли мы не в тепле, не в дому». И, окончательно убеждая нас в сво ей искренности, переходит от рассуждения к лихой шутке, задорной усмешке: Нынче зато не боюсь ничегошеньки. Видно, в крови моей чертополошинки. Видно, во мне, как бодливая козочка, та деревенская прыткая косточка. Поэт для своих пристрастий и качеств может выбирать самые различные обозна чения — главное, чтоб была ощутима их ре альность, их всамделишность. «Чертопо лошинки», о которых толкует Казакова, ее «деревенская косточка» — величины подлин ные. Мы чуем их присутствие в ее стихах, написанных о разном и по-разному. Вот несколько поэтических судеб, харак теров, выросших, выдвинувшихся в послед ние полтора-два десятилетия. Рядом с на званными здесь поэтами смело можно по ставить их сверстников — Владимира Соко лова и Андрея Вознесенского, Владимира Гордейчева и Александра Кушнера, Майю Борисову и Олега Дмитриева, Василия Ка занцева, Илью Фонякова и других, принад лежащих к поколению пятидесятых — нача ла шестидесятых годов. (Говорим «начала», потому что за последние несколько лет по явились молодые поэты, чье творчество от мечено уже иными чертами). Они завоева ли правь на внимание, о каждом из них стоит говорить, но говорить обстоятельно, а не составлять перечни из их имен. Здесь была сделана попытка охарактеризовать сколько-нибудь мотивированно нескольких поэтов, несколько книг, занявших за метное место среди сборников стихов, вышедших за последнее время. Сей час о поэзии, о ее слабостях и недо статках толкуют очень много. Упреки эти, увы, по преимуществу обоснованы и спра ведливы. Но та же справедливость требует и сочувственного истолкования тех больших и малых открытий, тех упорных и плодо творных поисков, в которых, как и прежде, движущая сила чашей поэзии. Чтобы по мочь ей в нелегких трудах, необходимо по достоинству оценить не только упущенное, но и добытое, завоеванное. А добыто нема л о— в том убеждаешься, подумав даже о творчестве всего лишь пятерых поэтов. За мечаешь к тому же, что их сугубо индиви дуальные свойства и стремления неотдели мы от запросов нашего времени, с большей или меньшей полнотою и силой выражают их. В самом деле, говоря о поэтах, чье творчество здесь мы старались осмыслить, видно было, как одному из них более всего дорога проникновенная одухотворенность стиха, другому — энергичная многосторон няя действенность, третьему— чистота, яс ность переживания, четвертому — неустан ный поиск, пятому—душевная отзывчи вость. Все эти подходы, побуждения, крите рии принадлежат к одному и тому же мно гоцветному, просторному спектру, нравст венному, жизненному, творческому,— но каждый занимает в нем свое неповторимое место, рождая свои особые слова. Весо мость этих слов непостоянна, изменчива. За этими переменами, оттенками следишь взволнованно, увлеченно. И отчетливо ви дишь — чем глубже, острее ощущает поэт ответственность перед временем, чем орга ничнее, полнее его причастность к делам я думам народа, тем увереннее его власть над стихом, тем обаятельнее образы, им созда ваемые, раскрывающие богатство души по эта, простор и красоту мира, к которому он принадлежит.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2