Сибирские огни № 01 - 1972
рений, рассказывая о домашних и уличных впечатлениях («Черно белые клавиши. Лист, девятнадцатый век, тарантелла... А на ули це гомон и свист: мол, пора собираться на дело»), он подчеркивает, что его «сводила с ума то одна, то другая стихия», что «за вязались в душе два начала, две струи» Две стихии эти принимают в поэзии Ку- няева разные обличия, но дают себя знать постоянно, порою сопутствуя друг другу, порою и сталкиваясь. Подобные столкнове ния не страшны: они по преимуществу сви детельствуют о пытливости поэта, нежела нии удовлетвориться поверхностными, «го товыми» представлениями. Вот испытывает он «чувство присутствия в мире» — каза лось бы, способное доставить только ра дость. Но далее узнаем, что оно «ветвями уходит в весну, становится шире и шире, теряя свою глубину». Суховатость, оголен ную логичность этих строк трудно не заме тить. Но нельзя не оценить серьезность на блюдения, в них высказанного. Широта вос приятия, ощущения за счет глубины — вот что беспокоит Куняева. И еще одна коллизия творческого позна ния— «Была одна мечта — подробно рас сказать о том, что на земле и на душе тво рится, но слишком полюбил смеяться и страдать, а значит, из меня не вышло оче видца» Что это — саморазоблаченье, само- бичевание3 Вряд ли... Не стоит так «впря мую» принимать слова поэта. Ведь далее следует: «Сквозь слезы на глазах и сквозь туман души надежнее всего глядеть в ноч ное небо». Тут уж можно пошолить себе домыслить, или, точнее, досказать мысль поэта — не только в небо, но и на землю обостренное чувство, способность смеяться и страдать позволяет глядеть острее, зорче. Снова поэт укоряет себя, рассказывая о старенькой тете Маше, что была когда-то молодицей —- «византийские брови дугой», а теперь «и жить-то не хочет». Ему кажет ся: «некая кровная связь между этою жизнью и мною натянулась и оборвалась». Горестный упрек! Но обоснован ли он-1 Ведь сама проникновенность этих строк свиде тельствует об обратном, о связи не только сохранившейся, но ч оберегаемой Вот какие загадки задает нам поэт, ка кие повороты находит для того, чтобы отте нить «ходом коня» чувства, им владеющие и в иных случаях высказываемые в откры тую: Но —что делать! —не нагляжусь, как летят облака в пустыню. Выйду в горы —не надышусь сладковатой горной полынью. Да, эти слова доверчивые, прямодушные. Их произносит он, слушая, как «пучина кас пийская глухо о плиты бетонные бьет», по нимая, что он «еще все-таки молод, как прежде жешнна земля». Или клянясь «по эзией, честью л жизнью» не забыть вовек, «как вьюга в трубе завывала, как рушился на землю снег»... Или беседуя на краю Не бесных гор с восьмидесятилетним джиги том, что еще «детей плодит на свет» и ска чет на иноходцах, восклицая: «Жизнь моя! Простор зеленый». Все эта путевые открытия, добытые в далеких странствиях, нечаянных беседах,, случайных встречах. Но и дорога, с ее бесконечной сменой впечатлений не становится для Куняева тем состоянием, которое его полностью удо влетворило бы. В стихотворении «Ночное пространство», давшем имя всей книге, он признает, что «нит такого места на планете, где клином бы на белом свете, как говорят, сошелся свет», понимая, что это ощущенье с ним «видно, навсегда... как пальцев отпе чатки». И в то же время — его тянет «на запах родины, оседлости, жилья», его опять и опять волнует «тишина в домах, где облупи лись ставни, где тлеет огонек герани в проеме низкого окна»,— здстывшее, сохранившееся, неизменное. И гэгда с удивлением замечает поэт: «Неожиданно сузился мир, а недавно еще — расширялся'» Налицо — снова противоречие, внутрен нее несогласие. Но ведь противоречия бы вают разные — не только те, что рафывают душу надвое, но и те, что, напротив, ук репляют ее побуждают искать и трудиться. Для Куняева — память о доме и стремленье в просторы хоть они порой и соревнуются и спорят меж собою.— источник открытий. Два нравственных начала не мешают, помо гают друг другу. В южной тьме, сидя ря дом с грузинскими друзьями, он вспоминает песенку, слышанную на калужском базаре, и чувствует как плотно соединились в его душе «война, одиночество, жалость, отече ство, песня, любовь» — немало! Вот и вы ращивает он, растягивает «тоску о жизни до предела». Это нужно поэту: Пускай она раздвинет грудь, чтобы почувствовать: созрела. Таков нелегкий путь к общению со сво ими ближними, к удовлетворению потреб ности, о которой тот же Куняев сказал: Шепчу, объясняюсь, прощаюсь, что делать —не выскажусь всласть. Опять и опять повторяюсь, какая живучая страсть! Живучая, непокорная и многое дающая тем, кти ее испытывает, но еще больше тре бующая от них. Прежде всего — полной, ре шительной самоотдачи. Вот Римма Кашк»- ва, по ее словам, «собой для других тяжела, как орешнч от орешков тугих». Сравнение смелое и ко многому обязывающее. Лишь прочитав всю книгу «Елки зеленые», на одной из страниц которой было высказано это обещанье, узнаешь — было ли оно вы полнено. Когда Казакова, становясь в позу, один время весьма распространенную, восклица ет: «И что нам лихие моторы», «Хочу быть простой, старомодной... И мне не нужны .самолеты», когда славит, как реликвию, по поны, когда хочет «ехать, как Пушкин, в санях да при добром коне»,— она против своей воли выглядит попросту ряженой..
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2