Сибирские огни № 01 - 1972
Итак, у каждого из поэтов свое родное гнездо, о котором он вспоминает в самых далеких странствиях и куда возвращается с тревогою, радостью, надеждой. В недавно вышедшей книге С. Куняева «Ночное про странство» этот мо"ив разлуки и свиданья, сердечных встреч с краями изначально род ными и краями, постоянно входящими в жизнь, в биографию,— звучит внятно и на стойчиво. И, благодаря этому, стихи, напи санные в разное время и о разном, тяготе ют друг к другу, складываются воедино. Не беспорядочный горох впечатлений перед на ми, а раздумье, поиск, длящийся год за го дом. Конечно, здесь действует не та логика, что в сюжетном повествовании: переходы от одного состояния к другому порою еле уло вимы, в них нет отчетливой последователь ности, поэт иногда как бы уходит в сторону, «забывает» о том, что его так волновало. И все же, дочитывая стихотворения, заклю чающие книгу, мы убеждаемся, поэту за то время, что он общался с нами, многое открылось, и он в чем-то внутренне изме нился... В чем же? Отнюдь не в краеугольных своих убеж дениях. Они, напротив, укрепились, укоре нились, проверенные и очищенные жизнью. Поэт уже усвоил «одну жестокую науку» — Научился каждый час, который Родиной дается, любить как бы в последний раз, как будто больше не придется. Осмелимся заметить: «жестокой» эта ис тина может показаться лишь тому, кого пу гает резкая прямота реальности. Человеку нравственно стойкому, научившемуся без трепета глядеть в будущее, этот критерий придется по душе. Однако следовать высоким требованиям, подтверждать свою преданность каждым поворотом строфы — не так-то просто. Ку- няев, наверное, это сам понимает. Иначе он не писал бы: А все же кто-нибудь поймет, где грохот времени, где проза, где боль, где страсть, где просто поза, а где свобода и полет. Это сильные строки. И справедливые в оценке н завоеваний, и срывов, неудач. Ко гда Куняев в одном из разделов цикла «В сентябре и в апреле» вдруг начинает поспешно «закруглять» свой рассказ о ка лужских впечатлениях: «А все ж, куда ни посмотри, жизнь изменилась, несомненно. Вдоль набережной фонари, и что ни дом — телеантенны»,— деланность, непрочность по добных «итогов» бросается в глаза. Может быть, поэт и не намеревался всерьез восхи щаться тем. что в «афишах модные арти сты», что скоро по городу «пойдут интури сты». Весьма вероятно... Но что же тогда дорого ему в действительности? Звездный свет, струящийся и на новое, и на древнее? «Дыхание весенних гроз»? Но ведь это уже стало в поэзии общим местом, условной, ни чего в себе не таящей фразой... Нет, любовь свою Куняев выражает в стихах иного рода, в тех, где гибкое и плот ное движение строки передает напряженную работу, идущую в уме и сердце поэта, в то время как он сопоставляет, сличает, оцени вает виденное и пережитое. Как это обычно и бывает, обстоятельст ва жизни поэта дают себя знать не только в тех стихах, где он ведет рассказ о себе, но и там, где речь идет о коллизиях, про блемах, касающихся общих условий и целей человеческого существования. А живет Ку няев, по его словам, так' «Полжизни про шло на вокзалах — в Иркутске, в Калуге, в Москве, и несколько мыслей усталых осело в моей голове». Отмечено и движение в пространстве, и душевное обогащение. Об этом двойном процессе еще настойчивее и определеннее говорит следующая строфа: «Немало просторов широких я видел в те чении дня, и несколько истин высоких оста лось в груди у меня». Итак, постижение пространств и овладение истинами — вели чины взаимообусловленные! Пускай в сле дующей строфе говорится о возможности «поверить на слово» «без высокомерных затей». Такой «способ» жизнепознания и жизнепонимания не по душе поэту. Недаром ему «все почему то хотелось, чтоб ветер ло мился в окно». Ветер этот, судя по всему, добрый, дорожный, манящий в дальние страны... Да, Куняева домоседом не назовешь. Чтобы убедиться в том достаточно про честь стихотворение, в котором он ставит рядом дикие реки Памира и неторопливую Оку, глядит «через Гиссарский хребет» на полевые дороги, по одной из которых он когда-то «и в ы щ р л увидеть полмира». Он напоминает и обещает себе самому: Меня еще будет носить по белому свету до гроба, но только бы мне не забыть, что где-то осталась дорога. Она убегает в поля... Дорога в отчий край зовет к себе поэта,— и это прекрасный, добрый зов, повиноваться которому —счастье. Но путь тем и отмеча ется от тупика, что он открывает доступ к просторам жизни, исключая застой и огра ниченность. Только косное, сонное, робкое сознание отворачивается от этой беспредель ности, страшится ее. Куняев избрал иную участь. Не всегда истинную позицию поэта позволяют понять декларативные, подчерк нутые строки Иногда они противоречат общему настрою стиха, иногда лишь рас ходятся с ним в подробностях. Соотношение слов, сказанных как бы курсивом и произ несенных будто ненароком, невзначай,— вот что решает дело В книге Куняева проис ходит как бы противоборство различных настроений и, лишь прочитав ее до конца, мы уясняем — чему же он отдал предпочте ние, какую жизненную, творческую позицию избрал. Уже в одном из первых своих стихотво
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2