Сибирские огни № 01 - 1972
О «неярком блеске» — сказано очень точ■ но. Именно так неброски, негромки по пер вому впечатлению строки Жигулина. Но углубляясь в его книги — в 1968 году вы шло «Поле боя», в 1970 — «Прозрачные дни»,— все яснее ощущаешь силу этой раз думчивой, элегической речи, напряженье прозрачных пейзажей, сложность простых с виду переживаний, тревожность невинней ших, казалось бы, зарисовок. Увидел поэт березу, выросшую ца раз рушенной стене, и это нечаянное наблюде ние привело в действие память и вообра женье, стало первым звеном длинной цепи воспоминаний, надежд, предположений. Может быть, сквозь грозы злые Видно с гулкой высоты Еке года мои былые, Все начальные мечты? Никто не даст ответа, да и вряд ли он нужен. Ведь главное уже сказано, уже вы шло наружу, закрепилось в слове то, что таилось в глубине души, ожидало вопло щения. Но стоит ли радоваться этому, так ли уж было для нас, читателей, важно услы шать эти излияния поэта? Да, ожидания наши оказались оправданны, вознагражде ны сторицей, потому что, делясь тем, что вы страдано и пережито, крепко-накрепко свя зано с его личностью и судьбой, Жигулин открывает для себя и для нас нечто суще ственное, значительное, западающее в па мять и сердце. Ясно видишь: поэту нужно не только выплеснуть накопившееся, подступившее чувство, но и установить связь с окружаю щими. Недаром же, воскресив в уме «не прикаянный рассвет» и «день серебряный», он тотчас восклицает: И кому потом оставлю В веренице белых дней Эту трепетную каплю Кроткой памяти моей! А оставить надо многое... И полынь, что «тихо шепчет... у дороги степной», и «дале кий степной чернозем», и осень, что «ясна, как детство, клены трогает крылом», и «один надцать мокрых соломенных крыш» — де ревню со странным и милым названием Утиные Дворики, и лесные дороги, «где в траншеях растет бурьян». Сквозь эту пла стичность картин природы и человеческой жизни проступает пластичность мысли, чув ства. Жигулина никак нельзя признать по этом-пейзажистом. За каждой березкой, им увиденной, за каждой дорогой, им пройден ной,— истина, открывающаяся в тесном об щении с родными краями, с природой. Но не только с ними. Тут действуют предметы, мотивы, впечатления самые раз личные. Вспоминается дирижабль, увиден ный в детстве, и кажется поэту: «А я всю жизнь за ним бегу в мир непонятный и ог ромный с былинкой тонкой на лугу». «За углом звенит — гр°мит металлолом», и вста ет в памяти «веселый год сороковой. Цве тенье лип над головой. И мы с товарищем вдвоем везем сдавать металлолом»... Вере ница воспоминаний, перемен и — завершаю щие строки: «Что решено, что суждено — все переплавлено давно». Нашлась, в ста ром блиндаже почерневшая от времени вин товка СВТ — вышедшее из обихода оружие предвоенного образца, — и поэт «этот ствол-—стальной и ржавый не мэг спокой но обойти: в нем наша боль и наша слава, . и веха нашего пути». Как же удается Жигулину добывать там, куда падает его взгляд, нечто долговремен ное и важное? Разгадку можно найти в V словах, открывающих одно из самых серь езных и емких'его стихотворений. Все труднее, все труднее пишется — Слишком жизнь безоблачно светла. Хорошо то пишется. Что выжжется Болью, раскаленной добела. Таковы требования, предъявляемые к себе поэтом, таково, пэ его мнению, должно быть состояние души для того, чтоб созда вались строки, способные связывать, обо гащать сердца и умы. И точно: стихи Жигу лина — радостные и грустные — сильны остротою, накаленностью переживаний. Пе чалится ли он о прошедшей юности, забо тится ли о тех, кому оставит «этот мир, где роса чиста» благодарит ли товарищей, пре подавших «уроки гнева и любви»,— душев ные движения эти чисты, достоверны, вы зывают уважение и сочувствие. А едва лишь слабеет, снижается напор чувств, и сейчас же течение стиха меняется, влачится вяло и бесцветно. Вот хотя бы в «Прощании с лю бимой»: «Я думал, будет просто встреча и твой вопрос: зачем курю? Я ждал твоих упреков вечных за неустроенность мою». Унылая «интимность» бытовщинки. К сча стью, она не только нежеланный, но и весь ма редкий гость в стихах Жигулина. Ей не удержаться, не укорениться в творчестве поэта, умеющего в скромной песенке тран зистора расслышать «скупое русское весе лье и итальянскую печаль», умеющего и «в последней беде нежно щекой прижаться к пыльной сухой борозде», умеющего, гля дя на «это небо, это поле, этот ивовый пле тень», всем существом ощутить, «как пре красна эта доля», умеющего заметить в еловой чаще «обелиска синеющий штык» и в тот же миг почувствовать, как простор Величав и открыт. Словно не было крови и грусти. И над белой, сверкающей Русью Красно солнышко В небе горит. Жигулин одно из своих стихотворений начинает восклицанием: «Воронеж! Родина. Любовь». Станислав Куняев рассказывает: «На стыке снега и дождя я, вновь беспечный, как дитя, приехал к матери в Калугу, за тем, чтоб в городе родном забыться отроче ским сном, проснуться и услышать вьюгу».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2