Сибирские огни № 01 - 1972

той проникновенностью, которая может иметь своей основой только совершенное знание предмета. «Она не спит, душа из­ бы»,— утверждает он.— «Душа избы, она все помнит, все бережно хранит она». И да­ лее мы узнаем, что эта малая, скромная обитель вмещает, «велика, зеленый хруст по половицам еще новым, и горестную вдовью грусть по мужику и по обновам», «веселую возню детишек. над крышей — виражи стрижа, зимою — тихий звон сосульки». Нет, не длинен, да, наверное, и не полон этот перечень, но такой нежностью дышат эти строки, что следующее за ними обобще­ ние — «душа избы, светла она» — внутренне обязательно и необходимо. Так завершается образ, прозрачная одухотворенность которо­ го слита с материальной точностью. А несколькими страницами далее — «с земли стартуют корабли», «мы тянемся к иной звезде, пока неведомой, далекой»,— совсем другой жизненный ряд здесь развер­ тывается: малое сменяется безграничным, устойчивое — стоемительным, нежное — дер­ зким. Но между макро и микровидением нет стены, земля, выславшая воздушны? ко­ рабли, осыпает их росной пылью, зажигает для них белые огни березовых рощ, гудит новорожденной листвой,— иными словами, отдает своим сыновьям самое лучшее, са­ мое дорогое из сокровищ, ею накопленных. Тут и понимаешь, что Цыбин, воспроиз­ водя приметы деревенского быта или под­ робности знакомого пейзажа, видит и ценит те чувства, которые они пробуждают, ту ра­ дость, которую сни дают людям, чутким и отзывчивым Стоит подчеркнуть, что, ведя часто речь как будто лишь о себе, воскли­ цая, допустим: «Мне нужен этот чистый свет» или упрашивая: «Люби, что я та­ кой»,— поэт в действительности озабочен душевным состоянием других людей — ближних и дальних. В одном из своих сти­ хотворений, которое и называется «Другие души», он признается: «Знакомые, друзья, а то чужие просто, их боль и нежность вся во мне остались прочно». И далее: «Я на­ всегда постиг на вздохе, на накале — серд­ ца простые их моей душою стали». Тонкий, потаенный нравственный процесс здесь улов­ лен со всей очевидностью. «И пусть одна, своя душа — своя планета Но кем же был бы я без тех сердец ответа5» Строки, здесь приведенные, можно счи­ тать ключевыми, они объясняют внутрен­ нюю логику книги Цыбина, освещают те ли­ нии связи, что соединяют мир, созданный поэтом, с окружающим его миром. Пишет он стихотворение «О жизни», а по существу говорит о себе, о гой радости, которую ему доставляет проливное цветение садов и небо «в старых облачных латках». И наслаж­ даться всей этой прелестью ему нужно обя­ зательно вместе с людьми, теми, что сидят в самолетах, у пульта или просто дома... И наоборот в «Беге» поэт, может показать­ ся, занят собою, старается понять, что про­ исходит с его сердцем и памятью. Но вме­ сте С тем передает динамику жизни, стре­ мительность перемен, в ней происходящих. Сперва — общий план: «Бег годов моих, бег дня, бег минут — неумолимо возвращаются в меня», затем «в этом беге, в этой гонке» проступают реальные черты — «сосен бег по снегу тонкий и сквозь небо — бег зари», и, наконец, он сам, с неутолимой жаждой по­ знания мира: «постигаю — жить хочу, жить и радостью и болью», все это нужно ему, чтобы по ходу сближения с жизнью — «вдруг не спеша проступила горькой солью, обозначилась душа». Итак, снова — душа! Ей посвящено и особое стихотворение, ее именем на зван один из трех разделов сборника, да, впро­ чем, ее можно считать главной движущей силой всей книги. В самом деле, изображая шумные сто­ личные вокзалы, он видит, что это «спешит за правдой сущею страна на поезда». Он стоит перед обелисками и старается понять, «чго слышится в каменном вздохе? Тоска ль по избе неказистой, печаль по смятенной эпохе?» Следит за совершающейся в нем самом трудной работой и не успокаивается, «покамест не проступит в слове ее живое вещество»; беседует с любимой и ощущает ту полноту переживаний, которую дает лю­ бовь. «Я окружен тобой, со всех сторон, не вырваться уже и не уйти — в твою любовь я сослан, заточен»... Максимализм сердечных признаний не должен нас удивлять, не может казаться излишним, преувеличенным. В. Цыбину ско­ рее надо бояться умиленности, она проби­ рается иногда в его стихи В поэзии слова любви звучат убедительно, естественно, если они напряжены, звонки, исполнены страсти. И, следя за тем, как увлеченно, жарко, от­ чаянно и вместе с тем бережно, осторожно, изящно открывает свое сердце поэт, заме­ чаешь, что он ч здесь остается самим со­ бою, то есть таким, каким он проявил себя в раздумьях о родной стороне, о мире, о людях, о душе. Дорого стоит эта цельность! Она внушает читателю доверие к его сло­ вам, позволяет видеть за ними реальные же­ лания и дела, видеть судьбу человеческую... И не одну! Когда Цыбин сознается нам: Так хочется спокойной чистоты, сквозной, прозрачной, сотканной из рани, когда в себе предчувствуешь заранее, что станешь проще и добрее ты...— в этой, прямодушно высказанной, от сердца идущей надежде явственно сказывается разлитая в воздухе потребность — важная черта нашей общественной жизни. Забота о душе, о ее гражданской, нравственной зрелости — в духе. времени! О своем поочсхождении, о родных краях обстоятельно, охотно рассуждает поэт сов­ сем ино~о склада — Евгений Евтушенко. Об этом свидетельствует его недавно вы­ шедшая книга «Идут белые снеги», кото­ рую составляют избранные стихи поэта 1953—196Э годов. «Я сибирской породы»,— заявляет Е. Евтушенко и в подтверждение рассказывает о том, какое бывает лето на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2