Сибирские огни № 01 - 1972
лящим, легковесность и небрежность. Тем же часом приходили серьезность, отвраще ние к шумихе, забота о действительности, жизненности, полноте стихового слова, же лание быть достойным нашего времени, на шего Отечества, стремление приобщиться к его исполинским свершениям. Нравственное, гражданское созревание личности неотдели мо от созревания творческого. Эта хорошо известная истина подтверждается опять и опять новыми биографиями, судьбами, но выми книгами стихов. Своей недавно вышедшей книге Влади мир Цыбин дал высокое имя — «Глагол»; в стихотворении, носящем то же название, автор объяснил, что же побудило его так поступить. «Я слова трудно жду, подспуд но»,— так начинает он. Да, только тяжелым трудом добывается верное, сильное слово, то, о котором можно сказать — «неподкуп ный прямой глагол». И все же одна только непомерность, напряженность усилия не мо жет быть залогом успеха, источником вдохновения Необходимо видеть, во имя чего трудится поэт, что стремится воплотить в своем стихе. И Цыбин признается; Мне много надобно терпенья, холодного, словно гранит, чтоб неподатливое время в своей строке остановить- И ожиданье, и терпенье — это ступени, предшествующие тому решающему мигу, когда замысел, вдохновение, волнующие поэта, отливаются в образе, в слове, начи нают независимое от него существование, храня вместе с тем в себе частицу личности своего создателя. Вот тогда и можно ска зать: И он, прорвавшись сквозь молчанье, уста немые разожмет и вдруг пророческим звучаньем тебе всю душу обожжет! Сберегая строгость оценок и истолкова ний, поэт вовсе не намерен витать в заоб лачных сферах. Как и полагается искателю высоких истин, он не отрывается от земли и делает это с большей решительностью, потому что у него имеются свои заповед ные края, свои родные мотивы, которые он и призван ввести в поэзию. Что я принес с собой из тех краев, тех где врастают корни облаков в речную предрассветную полуду? Таковы первые строки его книги. И далее: Что я принес с собой издалека? Ушедшее отлетовать в стога травы июльской грустное сказанье, далекого степного огонька нетленное певучее сиянье? Вот и встали рядом с классическим «не тленное»— местные «полуда» и «отлето вать», встали естественно, плотно, подчер кивая убежденность поэта, стремящегося свои степи, рябые от гроз, представить во всем их неярком обаянии, так, чтобы они восхищали, манили и тех, кто никогда их не видел. Для этого нужно, чтобы ни на минуту не возникало сомнение в их искрен ности. Вот и остается поэт с глазу на глаз со своей родной землей, будто начисто за бывая о нас, читателях, которых на повер ку в конечном счете и имеет в виду... И актер, исполняющий свою роль, и жи вописец, сидящий перед полотном, и поэт, склонившийся над элегией, конечно же, вступают в тесное душевное общение со своими зрителями, слушателями, читателя ми. Но, употребляя театральный термин, они ни в коем случае не смеют «играть на публику», добиваясь дешевого и непрочного успеха, должны оставаться в образе, ими создаваемом, и этим завоевывать ума и сердца людей, им внимающих. Потому и трогают нас строки Цыбина, что он передал в них силу своего чувства. И тотчас, в этом же стихотворении, мы за мечаем одно удивительное и плодотворное противоречие, которое можёт быть уже paar решено в пределах всей книги. «Мне без тебя весь белый свет — чужбина!» — дваж ды говорит Цыбин в беседе со своей Стеньга. Что же, значит, только о ней и речь в его книге?! Нет, не только... Тогда — он пре увеличивал свою любовь, сгущал краски? Ни в коем случае! С той поры, как были произнесены несравненно прекрасные слова: «Нам целый мир — чужбина. Отечество нам — Царское село», а затем начертавшее их гениальное перо воплотило тот же целый мир с порази тельной, родственной проницательностью,— после этого уже неоднократно была показа на и доказана естественность, оправдан ность подобного совмещения чувств, лишь по видимости противоречивых. Да, поэт ши рокомыслящий органически сочетает любовь к Родине с заботою о счастье всей Земли. Места, известные ему с детства, ставшие частью его души, никогда не уходящие из памяти, оказываются той опорной точкой, которая позволяет ему познать весь мир. Нет-нет, да и заявит о себе несправед ливое, неосновательное представление о кру гозоре тех поэтов, что начинают свой путь с деревенских впечатлений. Так происходит, когда сельское объявляется неразрывно связанным с замкнутостью, ограниченно стью, недоверием ко всему, что находится за пределами околицы. Что греха таить, от печаток подобных умонастроений лежит на стихах некоторых поэтов. Но они решитель но перечеркнуты всем творчеством таких мастеров нашей поэзии, как Александр Про кофьев v Михаил Исаковский, Александр Твардовский и Алексей Сурков. Смоленщи на, Ладога, Верхняя Волга для них оста лись навсегда священны. Но разве это по мешало им принять в свое сердце тревоги и радости страны и планеты, устремиться в дали пространств и времен! Именно эта традиция и имеет доброе бу дущее, подтверждаемая и развиваемая уси лиями наследников. Цыбин — один из них. Вот задумывается он над тем, «какая у из бы душа?» — и отвечает на этот вопрос с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2