Сибирские огни № 01 - 1972

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ И. ГРИНБЕРГ „Приходит время зрелости суровой...“ Нынче читатели, критики, да и сами по­ эты относятся к рифмованному слову более строго, чем, скажем, лет десять тому на­ зад. Гладкие, но холодные строки отвер­ гаются так же решительно, как и строки громоздкие, неуклюжие; поверхностные, эф­ фектные, бессодержательные — так же, как и вяло назидательные, резонерские; громо­ гласно-крикливые — так же, как и мелко­ травчато-незначительные. Теперь даже и отдельные, более или менее удачные стихо­ творения не вызывают особого интереса; огромная аудитория внимательно следит за поэтом, воспринимает его творчество цели­ ком, оценивая его последовательность и правдивость, глубину и серьезность подхода к жизни и к образному слову. Нелицеприят­ ную проверку проходят и искушенные ма­ стера, и располагающие еще небольшим опытом подмастерья — все, кто берется за перо, кто имеет смелость обратиться со сти­ ховой речью к своим современникам, сооте­ чественникам. Пристального внимания за­ служивают, разумеется, поэты, находящие­ ся, можно сказать, в самом цветущем воз­ расте, те, что начали свой труд десять — двадцать лет тому назад. Каждое новое поколение поэтов начи­ нает свой труд в неповторимых обществен­ ных обстоятельствах, и несходство истори­ ческих условий сказывается не только в на­ правленности, в звучании образного строя, но и в том, как складываются отношения ровесников, какие связи меж ними возни­ кают. Чтобы в том удостовериться, достаточно вспомнить путь поколения, которое имеет честь называться фронтовым. Его составля­ ют поэты разного склада, их индивидуаль­ ные особенности выражены отчетливо и ре­ шительно. О своем и по-своему вели и ве­ дут речь Александр Межиров и Сергей На­ ровчатов, Семен Гудзенко и Михаил Луко­ нин, Сергей Орлов и Юлия Друнина, Борис Слуцкий и Михаил Дудин, их сверстники и товарищи. Вместе с тем, вот уже на протя­ жении тридцати с лишним лет, с самых первых шагов ч по сию пору, их объеди­ няет взаимопонимание; и это ощущение общности интересов, взглядов, судеб можно считать характерной чертой военного поко­ ления, его неотъемлемым свойством. Без сомнения, здесь решающее воздействие ока­ зала причастность к единому великому делу; первые жизненные впечагления, первые вы­ полненные дела были близки и однородны; юноши учились жить и работать, защищая Отчизну с оружием в руках. Встречаясь за­ тем в редакциях и на совещаниях молодых писателей, они быстро находили общий язык, видели друг в друге единомышленни­ ков и соратников. Это сказывалось, есте­ ственно, и в их творчестве, и в атмосфере,, его окружавшей. По-иному складывались отношения по­ этов более молодых, тех, что начинали в пя­ тидесятых и шестидесятых годах. Сложное богатство мирной жизни дает себя знать в разнообразии умонастроений, взглядов, по­ требностей, в неравномерности творческого- созревания, в пестроте увлечений и пристра­ стий. В этом широком, многогранном дви­ жении стиха подчас сталкиваются различ­ ные теченгч, возникают водовороты; слу чайные и недолговременные, они неспособ­ ны, разумеется, изменить или задержать- неодолимый, уверенный ход потока, но все же брораются в глаза, подчас даже больше,, чем глубинные устремления. Еще совсем не­ давно нам предлагали делить поэтов на го­ родских я деревенских, традиционалистов и новаторов, интеллектуалов и почвенников. Все эти классификации, однако же, оказы­ вались неточными, надуманными, бесполез­ ными. По мере того как вырастают поэты, еще совсем недавно считавшиеся молодыми, они избавляются от всевозможных «детских болезней», среди которых опаснейшие— вы­ сокомерие ч нехватка чувства ответственно­ сти, суетность и нетерпимость к мнакомыс-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2