Сибирские огни № 01 - 1972
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ И. ГРИНБЕРГ „Приходит время зрелости суровой...“ Нынче читатели, критики, да и сами по эты относятся к рифмованному слову более строго, чем, скажем, лет десять тому на зад. Гладкие, но холодные строки отвер гаются так же решительно, как и строки громоздкие, неуклюжие; поверхностные, эф фектные, бессодержательные — так же, как и вяло назидательные, резонерские; громо гласно-крикливые — так же, как и мелко травчато-незначительные. Теперь даже и отдельные, более или менее удачные стихо творения не вызывают особого интереса; огромная аудитория внимательно следит за поэтом, воспринимает его творчество цели ком, оценивая его последовательность и правдивость, глубину и серьезность подхода к жизни и к образному слову. Нелицеприят ную проверку проходят и искушенные ма стера, и располагающие еще небольшим опытом подмастерья — все, кто берется за перо, кто имеет смелость обратиться со сти ховой речью к своим современникам, сооте чественникам. Пристального внимания за служивают, разумеется, поэты, находящие ся, можно сказать, в самом цветущем воз расте, те, что начали свой труд десять — двадцать лет тому назад. Каждое новое поколение поэтов начи нает свой труд в неповторимых обществен ных обстоятельствах, и несходство истори ческих условий сказывается не только в на правленности, в звучании образного строя, но и в том, как складываются отношения ровесников, какие связи меж ними возни кают. Чтобы в том удостовериться, достаточно вспомнить путь поколения, которое имеет честь называться фронтовым. Его составля ют поэты разного склада, их индивидуаль ные особенности выражены отчетливо и ре шительно. О своем и по-своему вели и ве дут речь Александр Межиров и Сергей На ровчатов, Семен Гудзенко и Михаил Луко нин, Сергей Орлов и Юлия Друнина, Борис Слуцкий и Михаил Дудин, их сверстники и товарищи. Вместе с тем, вот уже на протя жении тридцати с лишним лет, с самых первых шагов ч по сию пору, их объеди няет взаимопонимание; и это ощущение общности интересов, взглядов, судеб можно считать характерной чертой военного поко ления, его неотъемлемым свойством. Без сомнения, здесь решающее воздействие ока зала причастность к единому великому делу; первые жизненные впечагления, первые вы полненные дела были близки и однородны; юноши учились жить и работать, защищая Отчизну с оружием в руках. Встречаясь за тем в редакциях и на совещаниях молодых писателей, они быстро находили общий язык, видели друг в друге единомышленни ков и соратников. Это сказывалось, есте ственно, и в их творчестве, и в атмосфере,, его окружавшей. По-иному складывались отношения по этов более молодых, тех, что начинали в пя тидесятых и шестидесятых годах. Сложное богатство мирной жизни дает себя знать в разнообразии умонастроений, взглядов, по требностей, в неравномерности творческого- созревания, в пестроте увлечений и пристра стий. В этом широком, многогранном дви жении стиха подчас сталкиваются различ ные теченгч, возникают водовороты; слу чайные и недолговременные, они неспособ ны, разумеется, изменить или задержать- неодолимый, уверенный ход потока, но все же брораются в глаза, подчас даже больше,, чем глубинные устремления. Еще совсем не давно нам предлагали делить поэтов на го родских я деревенских, традиционалистов и новаторов, интеллектуалов и почвенников. Все эти классификации, однако же, оказы вались неточными, надуманными, бесполез ными. По мере того как вырастают поэты, еще совсем недавно считавшиеся молодыми, они избавляются от всевозможных «детских болезней», среди которых опаснейшие— вы сокомерие ч нехватка чувства ответственно сти, суетность и нетерпимость к мнакомыс-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2