Сибирские огни № 01 - 1972
,'лости походы по неизведанным рекам, и звон кандальный, и золотая лихорадка, и революционные схватки, и колчаковщина, и половодье партизанского движения, и побед ная поступь Красной Армии. Все это составляет предысторию Совет ской Сибири, подступы к новой эре, в ко торой В. И. Ленин и Октябрьская социали стическая революция открыли захватыва ющие дух горизонты. На другом конце страны, на далекой Не ве, грянул выстрел «Авроры», и само время ■обрело крылья. Ветер удивительных преоб разований пронесся над великой сибирской рекой, превратив в невиданно короткие ис торические сроки нелюдимую сторону из мачехи в Сибирь-матушку. Пришло время для нее распахнуть перед народом свои несметные сокровища: «белый уголь» Ени сея и лесные богатства тайги, руды Талнаха и металл Норильска, богатые жатвы полей, топливо и газ недр, и «чуду подобные», как сказал бы летописец, клады Приангарья. В. И. Ленин в сибирской ссылке, понят но, еще не представлял себе план ГОЭЛРО в том виде, в каком он был доложен деле гатам VIII Всероссийского съезда Советов в 1920 году. Но, наблюдая ледоход на Ени сее и позже, плывя по реке, видел и чув ствовал он огромную ее силу. И уже тогда многое обдумывал, многое предвидел. Мечты Ильича сбылись: Енисей стал электрической рекой. Уже пущено 10 агре гатов Красноярской ГЭС — самой величе ственной энергетической стройки планеты. Заканчивается строительство гидроэлектро станции на реке Хантайке. Уже кипят ра боты на створах Саяно-Шушенской и Усть- Илимской ГЭС. А впереди новые станции Енисейско-Ангарского каскада. Развернется строительство Богучанской, Средне-Енисей ской, Осиновской, Игарской и других ГЭС. И как тут не вспомнить вновь стихи К. Ли совского: Ты штурмуешь высокие скалы, Ты —в работе с утра до утра, Нет, не зря навсегда от Байкала Убежала к тебе Ангара. Что Байкал! Только славное море! А тебе —океаны сродни. А тебе —бушевать на просторе, Зажигать путевые огни. В прошлом году Красноярское море до стигло проектной отметки. Оно теперь по объему больше Куйбышевского и Волго градского водохранилищ вместе взятых. Братская и Красноярская ГЭС значительно улучшили судоходные условия на реках Ан гаре и Енисее. Теперь тут могут плавать корабли со значительной осадкой и грузо подъемностью. Пусть не обидятся на нас волгари и дон ские казаки, если для сравнения мы ска жем: две Волги, две Камы, два Днепра и Дон в придачу — такова энергетическая мощь Енисея. Сооружение каскада водохранилищ на Ангаре и Енисее позволит создать единый транзитный Ангаро-Енисейский водный путь от Ледовитого океана до Байкала и далее в Туву до Шаганара Создаются предпосылки для формирова ния в перспективе грандиозной системы внутренних водных путей Сибири, значи тельно большей, чем единая система евро пейской части СССР. Это будет возможно при условии соединения Енисея с Обью на западе и с Леной на востоке через реки Илим и Нижнюю Тунгуску. Проектировщи ки Осиновской и Нижне-Тунгусской ГЭС уже изучают и рассчитывают экономические м технические возможности такого соедине ния. Единая система водных путей Сибири позволит не только принять увеличенные грузопотоки, но и свяжет между собой всю материальную базу речного транспорта по всей Сибири. Эта система сольется также с Северным морским путем, что позволит организовать смешанные перевозки сообще нием река — море. Большие корабли из Балтийского, Белого, Черного и Каспийского морей по системе рек, каналов и водохранилищ будут^ совер шать рейсы в глубь Сибири! Недалеко время, когда бассейн Енисея станет одним из крупнейших промышлен ных районов нашей страны, займет ведущее место в ее экономике. По Енисею и Ангаре ежегодно сплавляют в плотах и перевозят на судах миллионы кубометров древесины. Во все больших масштабах ведутся строи тельные и геологоразведочные работы на Таймыре, в Эвенкии, Приангарье, в Тувин ской АССР и на юге края. Новые большие задачи в области про мышленности и транспорта поставил перед краем XXIV съезд нашей партии. У нас, пожалуй, нет района, в котором по новому пятилетнему плану не намечалось бы уско ренное в несколько раз развитие. Бурный рост экономики и населения уве личивает потребности в перевозках грузов и пассажиров. Речники Енисейского пароход ства не только обслуживают сложившиеся производства, но и помогают в хозяйствен ном освоении новых районов. Без Енисей ского водного пути было бы немыслимо развитие гиганта цветной металлургии — Норильского комбината, на долгие годы отодвинулось бы освоение лесных массивов Приангарья и других богатств края, В пятилетке значительно возрастет объем перевозок всеми видами флота. По сравне нию с 1969 годом намечается увеличить грузооборот в полтора раза, а перевозки для Норильского комбината примерно в два раза. Перевозка грузов по Ангаре в связи со строительством Горевского горнообога тительного комбината и дальнейшим разви тием лесной промышленности также увели чится вдвое, а транспортировка пиломате риалов в Игарку на экспорт — в полтора раза. Грузовые перевозки по водохранили щу возрастут почти в три раза. За короткую навигацию речники Енисея успевают перебросить на огромные расстоя ния миллионы тонн народнохозяйственных грузов. Почти монопольное положение
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2