Сибирские огни № 01 - 1972
— Двоек ставить не буду. А кто без конспекта удачно ответит,— сверх положи тельной отметки заработает плюс. — А если — двойка? — Сказала уж: не поставлю,— твердо ответила она. Поднял руку Сидорин. — Мария Сергеевна, а если все получат только двойки? Класс насторожился. Учительница слег ка смутилась, потом тряхнула головой: — В таком случае я поставлю только одну, большую двойку — себе. Ясно? — Тогда можно рискнуть! — заявил не угомонный Сидорин и встал из-за стола. Я улыбался от удовольствия, видя, как оживилась и даже острила Мария Серге евна. — Начинайте, Сидорин. Что же такое война вообще? Он вполне уверенно ответил на этот вопрос. И сразу же начал говорить о спра ведливых и несправедливых войнах. — Подождите, об этом скажут другие. А сейчас вопрос ко всем: кто хочет допол нить ответ Сидорина, внести поправки, уточнения? Рук не поднималось. Она предоставила слово мне. ■— Вы ведь знаете, ребята, что допол нения, поправки оцениваются даже выше, чем сам ответ. — Почему? — последовал вопрос. — Если ученик критически оценивает •ответ товарища, значит, он думает, мыс лит... А это очень важно. -— Ну, кто же? — еще раз спросила сло весница. Нашлись желающие и «поправить» и «дополнить» ответ Сидорина. А время шло. Она подошла ко мне и шепнула с тревогой: —*■ Так может пройти весь урок, и я не уложусь в план! — Пусть говорят,— посоветовал я.— Их активность дороже плана. Вы скоро сами в этом убедитесь. — Я уж начинаю убеждаться. ...Двоек ставить не надо было никому. Многие старались принять участие в собе седовании на «льготных» условиях. И я по думал: как много теряют те учителя, кото рые размахивают двойкой, как бичом. Они только запугивают детей и лишают их и себя радости творческого труда. Урок подошел к концу. Мария Сергеев на отвела на собеседование пятнадцать ми нут. Не хватило и двадцати. — Три часа на одну и ту же тему... Это слишком щедро,— встревожилась она. — Об этом не жалейте. Помогу вам восстановить эти часы. Она подняла глаза к потолку, как-то •особенно, с каким-то, я бы сказал, вдохно вением сказала: — Думаю, что восстанавливать эти ча сы не придется, если... если я сумею удер жаться на этой ступеньке. “ Спуститься с этой ступеньки, Мария Сергеевна, мы вам просто не позволим. Ду маю о другом: мы с вами сообща можем подтянуть и некоторых других учителей. — Вы хотите, как я понимаю... — Да, да, правильно вы понимаете... Но будем делать это вместе. — Ну, если вместе... * * * Удивительно, как эта небольшая про ходная огромного завода, раскинувшегося на обширной территории, которой хватило бы для размещения целого рабочего посел-. ка,— как это она успевает пропускать за несколько минут такой мощный людской поток. Стою у доски для объявлений и всматриваюсь в лица рабочих. Вот двое молодых крепких парней. Они позевывают, сожалея, видно, о прерванном сне. А эти двое смакуют подробности вче рашней гулянки. А вот эта группа оста новилась у объявления. Тот, коренастый, с широким носом читает вслух: «Сегодня в 17 часов 15 минут состоится цеховое соб рание рационализаторов первой смены»... Подмигнул товарищу, громко щелкнул пальцем по свертку с чертежами: — Придешь? Ты же веришь в мой про ект, так замолви слово! А то главный опять придерется к мелочам... — Обязательно приду. Этот, что с рулоном,— бывший мой уче ник, золотой медалист. Жалею, что эту" ме даль не носят на груди, а суждено ей тихо лежать в коробочке, в мамином ящичке ко мода, где никто ее не видит. А уж не ему ли — одному из передовых, «беспокойных» инженеров — пришлась бы к лицу эта пер вая трудовая медаль. Да, трудовая. Партии, народу, нам, учителям, совсем не безразлично, кем, а главное — каким бу дет наш выпускник, к кому он примкнет, получив специальность и придя на пред приятие, в совхоз, колхоз, учреждение: к передовикам, новаторам, проводникам прогресса или к тем, кому все «до лампоч ки», для кого смысл труда и жизни пока еще ограничивается лишь рублями и копей ками. К сожалению, не все еще понимают, что общее благополучие и материальный достаток каждого зависят от того, сколько инженеров, техников, передовых рабочих будут задерживаться у таких вот объявле ний и, отводя веселью свое время, будут стремиться занять достойное место на про изводстве, в науке и культуре. Даже самые немудреные нововведения в школе способны дать толчок творческому мышлению, которое уже никогда не позво лит остановиться, растеряться перед лави ной все новых достижений человеческого разума и духа. Все большее число педагогов, даже в са мых отдаленных сибирских селах, начина ют понимать это.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2