Сибирские огни № 01 - 1972

стола и устремила вопросительный взгляд на меня. — Собирайте тетради,— тихо сказал я и медленно направился к выходу, поджи­ дая ее. Она быстро собрала тетради и вы­ шла следом. За нашими спинами раздава­ лись громкие голоса ребят: — Двоечки обеспечены! — А у меня никто ничего не разберет... — Война— это вооруженная борьба... — ...между государствами или клас­ сами... — Не знаю, что получилось,—- взволно­ ванно призналась Мария Сергеевна, когда мы вошли в кабинет. И тут же принялась листать принесенные с собой ученические тетрадки.— Боюсь, что они ничего не за­ помнили... Пожалуйста, придите завтра на урок. Я поспрашиваю их. А тетрадки сей­ час же верну. Слышите?.. Я открыл дверь в коридор. Там стояло десятка полтора крайне возбужденных уче­ ников. Увидев свою учительницу, они чуть не хором затянули: — Марь Сергеевна... Мы перепишем на­ бело. Сегодня же вечером к вам на квар­ тиру принесем... Не подведем!.. Получше ответим... Прибежала взволнованная школьная библиотекарша. Она крепко прижимала к груди книги. — Они меня на части разорвут!!! — Кто? —- Девятиклассники! Подай каждому политсловарь, а я им Христос, что ли, что­ бы двумя экземплярами обеспечить трид­ цать человек сразу?! Я расхохотался. Она повернулась к зер­ калу и внимательно осмотрела себя, иша причин'моего внезапного смеха. — Извините, Серафима Петровна, ей-ей, не над вами смеюсь... Скажите, у вас не хватает словарей? Ведь это очень радост­ но, товарищ заведующая! Идите в книж­ ный и закупите столько экземпляров, что­ бы хватило на всех. Мария Сергеевна у порога успокаивала ребят: — После пятого урока я к вам зайду! — и закрыла дверь. Тут же обратилась ко мне:— А тетрадки-то все-таки отдать, как вы думаете? — Отдайте. Пусть ребята поработают над своими записями. Но не надо перепи­ сывать заново. Пусть отшлифуют чернови­ ки. Берегите их время! А дней через де­ сять-двенадцать придите в класс и неожи­ данно для них, без предупреждения попро­ сите рассказать о том, что запомнили из этого урока. Она встрепенулась: — Но ведь это будет полнейший про­ вал! Нет-нет. Это невозможно! — Не беспокойтесь. Пусть они ответят с трудом. Пусть запомнят не все. Но зато крепко запомнят. А потом привыкнут и научатся добывать знания трудом своим, а не пассивным слушанием учебного ма­ териала из уст учителя. — Непопулярного? — прищурилась Мари» Сергеевна. — После этого урока — популярного,— как можно тверже возразил я. Нам теперь предстояло с ней рассмот­ реть основы плана следующего урока на тему «Широта и глубокая правдивость изо­ бражения русской жизни в романе Л. Н. Тол­ стого «Война и мир». Здесь мы с вами сделаем второй шаг П№ пути НОТ,— сказал я. — Уже второй? Не рано ли? — Он будет мало отличаться от перво­ го. Образно говрря, мы поглубже вспашем землю...— Я раскрыл один из старых пла­ нов на эту тему и .поделился с Марией Сер­ геевной своими соображениями. План довольно большой. Нужно дать- его ученикам за несколько дней до урока и предупредить, чтобы списывали по-осо­ бенному: каждый пункт на отдельную стра­ ницу тетради. Во время урока под этим» пунктами будет сразу записываться необхо­ димый материал. Таким путем удается сэко­ номить до пяти минут времени. Я посоветовал предупредить ребят, что в конце урока они будут участвовать в со­ беседовании по только что пройденному материалу и при этом будут выставляться оценки. Только надо дать им с десяток ми­ нут, чтобы освоили записи. Такое преду­ преждение заставит учеников серьезней слу­ шать, записывать и запоминать главные факты и мысли, думать над выводами. Речь идет об элементах научной организации ум­ ственного труда. Ведь не может старше­ классник довольствоваться лишь переска­ зом услышанного, то есть зубрежкой. Не буду подробно описывать этот урок. Скажу только, что ребята работали очень серьезно и напряженно. С непривычки они заметно устали. Мария Сергеевна — тоже. Ничего, втянутся — будет легче... * * * Наступил день, когда мы с Марией Сер­ геевной снова пришли в класс вместе. Все­ го могли ожидать ребята, но только не то­ го, что она от них на этот раз потребовала. Вошла и, еще не подойдя к столу, объявила: — Сейчас побеседуем на пройденную те­ м у— «Изображение войны в романе Тол­ стого «Война и мир». Класс наполнился тревожным гулом. Ребята переглядывались, вытягивали губы, дергали плечами, разводили руками. Один юноша так демонстрировал соседу свое со­ стояние: сначала постучал пальцем по го­ лове, потом — по столу... Все с удивлени­ ем смотрели на учительницу. Раздались вы­ крики: — А мы готовили Андрея и Пьера! — Вы про войну не задавали! — Двоек нахватаем! — А я конспект не принесла... Мария Сергеевна с улыбкой сказала:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2