Сибирские огни № 01 - 1972
стола и устремила вопросительный взгляд на меня. — Собирайте тетради,— тихо сказал я и медленно направился к выходу, поджи дая ее. Она быстро собрала тетради и вы шла следом. За нашими спинами раздава лись громкие голоса ребят: — Двоечки обеспечены! — А у меня никто ничего не разберет... — Война— это вооруженная борьба... — ...между государствами или клас сами... — Не знаю, что получилось,—- взволно ванно призналась Мария Сергеевна, когда мы вошли в кабинет. И тут же принялась листать принесенные с собой ученические тетрадки.— Боюсь, что они ничего не за помнили... Пожалуйста, придите завтра на урок. Я поспрашиваю их. А тетрадки сей час же верну. Слышите?.. Я открыл дверь в коридор. Там стояло десятка полтора крайне возбужденных уче ников. Увидев свою учительницу, они чуть не хором затянули: — Марь Сергеевна... Мы перепишем на бело. Сегодня же вечером к вам на квар тиру принесем... Не подведем!.. Получше ответим... Прибежала взволнованная школьная библиотекарша. Она крепко прижимала к груди книги. — Они меня на части разорвут!!! — Кто? —- Девятиклассники! Подай каждому политсловарь, а я им Христос, что ли, что бы двумя экземплярами обеспечить трид цать человек сразу?! Я расхохотался. Она повернулась к зер калу и внимательно осмотрела себя, иша причин'моего внезапного смеха. — Извините, Серафима Петровна, ей-ей, не над вами смеюсь... Скажите, у вас не хватает словарей? Ведь это очень радост но, товарищ заведующая! Идите в книж ный и закупите столько экземпляров, что бы хватило на всех. Мария Сергеевна у порога успокаивала ребят: — После пятого урока я к вам зайду! — и закрыла дверь. Тут же обратилась ко мне:— А тетрадки-то все-таки отдать, как вы думаете? — Отдайте. Пусть ребята поработают над своими записями. Но не надо перепи сывать заново. Пусть отшлифуют чернови ки. Берегите их время! А дней через де сять-двенадцать придите в класс и неожи данно для них, без предупреждения попро сите рассказать о том, что запомнили из этого урока. Она встрепенулась: — Но ведь это будет полнейший про вал! Нет-нет. Это невозможно! — Не беспокойтесь. Пусть они ответят с трудом. Пусть запомнят не все. Но зато крепко запомнят. А потом привыкнут и научатся добывать знания трудом своим, а не пассивным слушанием учебного ма териала из уст учителя. — Непопулярного? — прищурилась Мари» Сергеевна. — После этого урока — популярного,— как можно тверже возразил я. Нам теперь предстояло с ней рассмот реть основы плана следующего урока на тему «Широта и глубокая правдивость изо бражения русской жизни в романе Л. Н. Тол стого «Война и мир». Здесь мы с вами сделаем второй шаг П№ пути НОТ,— сказал я. — Уже второй? Не рано ли? — Он будет мало отличаться от перво го. Образно говрря, мы поглубже вспашем землю...— Я раскрыл один из старых пла нов на эту тему и .поделился с Марией Сер геевной своими соображениями. План довольно большой. Нужно дать- его ученикам за несколько дней до урока и предупредить, чтобы списывали по-осо бенному: каждый пункт на отдельную стра ницу тетради. Во время урока под этим» пунктами будет сразу записываться необхо димый материал. Таким путем удается сэко номить до пяти минут времени. Я посоветовал предупредить ребят, что в конце урока они будут участвовать в со беседовании по только что пройденному материалу и при этом будут выставляться оценки. Только надо дать им с десяток ми нут, чтобы освоили записи. Такое преду преждение заставит учеников серьезней слу шать, записывать и запоминать главные факты и мысли, думать над выводами. Речь идет об элементах научной организации ум ственного труда. Ведь не может старше классник довольствоваться лишь переска зом услышанного, то есть зубрежкой. Не буду подробно описывать этот урок. Скажу только, что ребята работали очень серьезно и напряженно. С непривычки они заметно устали. Мария Сергеевна — тоже. Ничего, втянутся — будет легче... * * * Наступил день, когда мы с Марией Сер геевной снова пришли в класс вместе. Все го могли ожидать ребята, но только не то го, что она от них на этот раз потребовала. Вошла и, еще не подойдя к столу, объявила: — Сейчас побеседуем на пройденную те м у— «Изображение войны в романе Тол стого «Война и мир». Класс наполнился тревожным гулом. Ребята переглядывались, вытягивали губы, дергали плечами, разводили руками. Один юноша так демонстрировал соседу свое со стояние: сначала постучал пальцем по го лове, потом — по столу... Все с удивлени ем смотрели на учительницу. Раздались вы крики: — А мы готовили Андрея и Пьера! — Вы про войну не задавали! — Двоек нахватаем! — А я конспект не принесла... Мария Сергеевна с улыбкой сказала:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2