Сибирские огни № 01 - 1972

учителем индивидуально, учить его, помо­ гать осваивать и применять лучший опыт. Вот мы и сидели с Марией Сергеевной над планами и методикой будущего ее не­ обычного урока. И вот мы в том же классе. Начала она этот урок быстро, энергич­ но, насколько позволял ее темперамент и внутренняя собранность. Ребята уже знали заранее, на какую тему будет беседа. Пре­ дупреждены были и о том, что им предсто­ ит не только внимательно слушать, но и за­ писать план беседы, основн'ой материал и выводы, что учительница после урока возь­ мет эти записи у всех учеников на просмотр. И, может быть, поставит оценки за черно­ вики. Такой метод ведения урока ребятам был знаком по другим предметам и потому не вызвал особых переживаний. Когда вошла Мария Сергеевна, они были во всеоружии: в руках — авторучки, на столах — раскры­ тые тетради. Куда делись обычная на ее уроках раскачка, пустые диалоги, реплики, не понадобились призывы поскорее подго­ товиться к занятиям, внимательно слушать и т. д. Сами ребята всем своим напряжен­ ным состоянием требовали, чтобы поскорее начался урок. А один из них прямо попро­ сил: «Начинайте, Мария Сергеевна; а то не успеем»... Даже не проверив, кто отсутствует, она, подойдя к столу, сразу сказала: «Итак, за­ пишите: «Изображение войны в романе Тол­ стого «Война и мир». Первый вопрос: «Что такое война?» И сразу дала определение понятия. Го­ ворила она очень быстро: «Война — это во­ оруженная борьба между государствами или классами за осуществление их эконо­ мических и политических целей, продолже­ ние политики насильственными средст­ вами»... — Записали? Ученики молчали, переглядываясь меж­ ду собой. Она прошла по рядам, пожимая плечами, посмотрела на чистые листы в тетрадях и опять обратилась к своим пи­ томцам: — Так. Значит, позавчера просидели без дела, сегодня просидим. Что же дальше будет? Они начали тихо перешептываться, за­ глядывать друг к другу в тетради, тоже пожимая плечами. Мария Сергеевна встретилась со мной взглядом, вздохнула и сказала: — Вы должны были записать тему, пер­ вый пункт плана... Почему же не пишете? — Мы не успели записать точное опре­ деление, что такое война,— сказал наконец кто-то из учеников. — Понимаю. Я и не ставила себе цели диктовать вам это определение. Запишите так: «Политический словарь, страница 85». Записали? Ребята быстро сделали это и устремили взгляды на учительницу. — Оставьте шесть-восемь строк в тет­ ради свободными. Сюда впишете точное оп­ ределение. А теперь дальше... Она уже разъясняла второй вопрос, объ­ явив громко и отчетливо: «Марксистско- ленинское учение о войне. Войны справед­ ливые и несправедливые». — Записали? — Записали!— хором ответили ей, хотя многие еще продолжали писать. Она довольно кратко и четко разъясни­ ла суть вопроса, опять сослалась на сло­ варь и перешла к третьему пункту плана: «Толстой как гуманист. Его взгляды на войну вообще, на войны захватнические (антинародные) и народные, освободитель­ ные». Ребята торопливо строчили свои кон­ спекты, стремясь «объять необъятное», то есть записать все дословно. Сама учитель­ ница это чувствовала, но остановиться не могла. Поглядывая на часы, она, казалось, только и думала: «Не уложусь. Не хватит времени». Может быть, от этих дум, может, от быстроты изложения она уже стала уставать. Смахивала со лба пот кружевным платочком, вся раскраснелась. Опять встре­ тилась со мной взглядом. Участливо поки­ вал ей в знак одобрения, как бы говоря: «Продолжайте, все идет хорошо!» И она продолжала говорить, шаг за ша­ гом раскрывая суть вопроса, цитировала произведение Л. Н. Толстого, но при этом явно торопилась и тем осложняла восприя­ тие материала учащимися, затрудняла за­ пись основных положений и выводов. Но в моих одобрительных взглядах она видела поддержку и смелее шагала даль­ ше, поднималась вверх по нелегкой до­ рожке. Я прошел по рядам. Ни у кого не было чистых листов в тетрадях. Наиболее раз­ витые ученики успели бегло, с сокращения­ ми написать семь-восемь страниц. Сокра­ щения неумелые, трудные для чтения, об­ щепринятыми формами ребята явно не овладели. Учительница заканчивала рассказ. Но ребята все еще что-то записывали. Потом — поток вопросов и просьб: повторить такую- то фразу, уточнить, из какой части и главы романа цитировался материал. Вопросы уместные, хотя и неглубокие по своей сущ­ ности. Она зачитала ребятам еще несколько высказываний Толстого о войне. Ребята поспешно записывали и просили читать медленней. Урок шел к концу. Учительнице пора бы остановиться, чтобы ребята, хоть бегло, прочли свои записи, осмыслили обширный материал. Она этого не сделала. Не успе­ ла и проверить, как понято изложенное. Резко проверещал звонок. Но пока ни­ кто не шевелился, не собирал наспех книги и тетради. Пока все еще трудились над своими незамысловатыми конспектами. Ведь их надо сейчас сдать учителю — в таком-то виде! А Мария Сергеевна замерла у своего-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2