Сибирские огни № 01 - 1972
учителем индивидуально, учить его, помо гать осваивать и применять лучший опыт. Вот мы и сидели с Марией Сергеевной над планами и методикой будущего ее не обычного урока. И вот мы в том же классе. Начала она этот урок быстро, энергич но, насколько позволял ее темперамент и внутренняя собранность. Ребята уже знали заранее, на какую тему будет беседа. Пре дупреждены были и о том, что им предсто ит не только внимательно слушать, но и за писать план беседы, основн'ой материал и выводы, что учительница после урока возь мет эти записи у всех учеников на просмотр. И, может быть, поставит оценки за черно вики. Такой метод ведения урока ребятам был знаком по другим предметам и потому не вызвал особых переживаний. Когда вошла Мария Сергеевна, они были во всеоружии: в руках — авторучки, на столах — раскры тые тетради. Куда делись обычная на ее уроках раскачка, пустые диалоги, реплики, не понадобились призывы поскорее подго товиться к занятиям, внимательно слушать и т. д. Сами ребята всем своим напряжен ным состоянием требовали, чтобы поскорее начался урок. А один из них прямо попро сил: «Начинайте, Мария Сергеевна; а то не успеем»... Даже не проверив, кто отсутствует, она, подойдя к столу, сразу сказала: «Итак, за пишите: «Изображение войны в романе Тол стого «Война и мир». Первый вопрос: «Что такое война?» И сразу дала определение понятия. Го ворила она очень быстро: «Война — это во оруженная борьба между государствами или классами за осуществление их эконо мических и политических целей, продолже ние политики насильственными средст вами»... — Записали? Ученики молчали, переглядываясь меж ду собой. Она прошла по рядам, пожимая плечами, посмотрела на чистые листы в тетрадях и опять обратилась к своим пи томцам: — Так. Значит, позавчера просидели без дела, сегодня просидим. Что же дальше будет? Они начали тихо перешептываться, за глядывать друг к другу в тетради, тоже пожимая плечами. Мария Сергеевна встретилась со мной взглядом, вздохнула и сказала: — Вы должны были записать тему, пер вый пункт плана... Почему же не пишете? — Мы не успели записать точное опре деление, что такое война,— сказал наконец кто-то из учеников. — Понимаю. Я и не ставила себе цели диктовать вам это определение. Запишите так: «Политический словарь, страница 85». Записали? Ребята быстро сделали это и устремили взгляды на учительницу. — Оставьте шесть-восемь строк в тет ради свободными. Сюда впишете точное оп ределение. А теперь дальше... Она уже разъясняла второй вопрос, объ явив громко и отчетливо: «Марксистско- ленинское учение о войне. Войны справед ливые и несправедливые». — Записали? — Записали!— хором ответили ей, хотя многие еще продолжали писать. Она довольно кратко и четко разъясни ла суть вопроса, опять сослалась на сло варь и перешла к третьему пункту плана: «Толстой как гуманист. Его взгляды на войну вообще, на войны захватнические (антинародные) и народные, освободитель ные». Ребята торопливо строчили свои кон спекты, стремясь «объять необъятное», то есть записать все дословно. Сама учитель ница это чувствовала, но остановиться не могла. Поглядывая на часы, она, казалось, только и думала: «Не уложусь. Не хватит времени». Может быть, от этих дум, может, от быстроты изложения она уже стала уставать. Смахивала со лба пот кружевным платочком, вся раскраснелась. Опять встре тилась со мной взглядом. Участливо поки вал ей в знак одобрения, как бы говоря: «Продолжайте, все идет хорошо!» И она продолжала говорить, шаг за ша гом раскрывая суть вопроса, цитировала произведение Л. Н. Толстого, но при этом явно торопилась и тем осложняла восприя тие материала учащимися, затрудняла за пись основных положений и выводов. Но в моих одобрительных взглядах она видела поддержку и смелее шагала даль ше, поднималась вверх по нелегкой до рожке. Я прошел по рядам. Ни у кого не было чистых листов в тетрадях. Наиболее раз витые ученики успели бегло, с сокращения ми написать семь-восемь страниц. Сокра щения неумелые, трудные для чтения, об щепринятыми формами ребята явно не овладели. Учительница заканчивала рассказ. Но ребята все еще что-то записывали. Потом — поток вопросов и просьб: повторить такую- то фразу, уточнить, из какой части и главы романа цитировался материал. Вопросы уместные, хотя и неглубокие по своей сущ ности. Она зачитала ребятам еще несколько высказываний Толстого о войне. Ребята поспешно записывали и просили читать медленней. Урок шел к концу. Учительнице пора бы остановиться, чтобы ребята, хоть бегло, прочли свои записи, осмыслили обширный материал. Она этого не сделала. Не успе ла и проверить, как понято изложенное. Резко проверещал звонок. Но пока ни кто не шевелился, не собирал наспех книги и тетради. Пока все еще трудились над своими незамысловатыми конспектами. Ведь их надо сейчас сдать учителю — в таком-то виде! А Мария Сергеевна замерла у своего-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2