Сибирские огни № 01 - 1972
'Многие троечники шумно вздохнули, до вольные таким решением учителя. — Ну, не отвлекаться. Вижу, что боль шинство уже выполнило задание. Даю еще две минуты. А там — новая работа,— ука зала она на вторую половину доски, все еще скрытую занавеской. Так ученики выполнили еще две само стоятельные работы. По ним учительница провела собеседование. Отвечали ребята с диаграммами и схемами в руках, говорили уверенно, не было ни одной «осечки». После этого Зоя Ивановна дала неболь шое домашнее задание. Вызвала одного из учеников: как он понял, как будет выпол нять, какую мысль надо доказать. Разъясни ла еще раз. Далее она кратко обобщила изученный за два урока материал в форме очень сжа тых четких выводов. — Этого заучить нельзя,— предупредила она.— Это надо понять и доказать. Оставалось три минуты до звонка. Кто- то из ребят попросил: — Расскажите что-нибудь о заграничной экскурсии, Зоя Ивановна! Все захлопали в ладоши, и тут же зад ние сиденья опустели. Без всякой команды, по давно согласованному распорядку, ре бята по трое «уплотнились» на передних стульях. Она кивнула в знак согласия, села за стол и начала рассказывать о своем пу тешествии в Польскую Народную Республи ку. Прозвенел звонок, но она продолжала свой рассказ. Ребята были неузнаваемы; они не срывались с мест, не торопились к двери, пока сама учительница, закончив мысль, не встала, сказав: — В следующий раз продолжу. Но это будет зависеть от того, как вы выполните задание. Чтобы время на рассказ осталось. — Зоя Ивановна, говорите еще. Ведь перерыв большой. — Я просто... устала,— призналась учи тельница.— Устала. Понимаете? Вам понравился урок? — спрашиваю Ма рию Сергеевну, когда мы с ней вышли из кабинета. — Конечно... Она — мастер. Этого до стигнешь не сразу. У нее такой твердый ха рактер. Она рождена учителем. Умеет без крика, без «нервов» повелевать. И ей пови нуются! Разговор продолжали уже в директор ском кабинете. — Да, повинуются, — соглашаюсь с ней.— Но я хочу обратить внимание на си стему ее работы. Видели: с начала и до конца урока все без исключения ребята усердно работали. И кажется, что занима лись только повторением да закреплением пройденного. Она заставляет сравнивать уже изученное с новыми данными и ма ленькими, но уверенными шажками движет ся вперед. Она действительно мастерски ор ганизует самостоятельную работу учащихся! Мария Сергеевна как будто согласилась <с этим, но потом заявила: — У меня ведь литература. Нужно го ворить, говорить и говорить. И мне и де тям. А на уроке географии, особенно .эконо мической, можно объясняться цифрами, схе мами, диаграммами. — А мы сходим с вами к ней на урок по теме «Страны социалистического лаге ря». Там будут в основном только гово рить,— предлагаю ей. — О, это очень интересно... Да и сего дняшний урок я слушала с большим на слаждением. Не успела проверить ни одной контрольной работы, что брала с собой. По нимаете, сама превратилась в ученицу... И неужели урок шел сорок пять минут? Для меня эти признания Марии Сергеев ны были очень ценны. Теперь надо удвоить, утроить помощь ей, чтобы скорее овладела нашей современной педагогической теорией и практикой. Я не случайно решил начать именно с Марии Сергеевны. Она в школе работает давно, имеет и немалый опыт и авторитет. Когда-то у нее учились многие молодые учи теля. Потом она остановилась в своем про фессиональном росте, не хотела понять, что прежние ее успехи были результатом пере напряжения и своих сил, и, особенно, де тей. Тогда ведь в девятые и десятые классы пробивались наиболее развитые и настойчи вые ребята. А сейчас мы начинаем давать среднее образование всем детям. Семимиль ными шагами идет вперед наука, бурно пе рестраивается производство, растет поток научной информации через газеты, журна лы, книги, кино, радио, телевидение... Жить старым методическим багажом невозможно. Можно ли учителю остановиться в своей работе на уровне тридцатых-сороковых го дов, когда мы сейчас летим к будущему с космической скоростью? Взять и литературу. Как будет чувство вать себя ученик на нашем скучном уроке, например по Маяковскому, если он вчера по телевизору слушал и смотрел лучших артистов страны, читающих громоустные стихи великого поэта? Если удастся помочь Марии Сергеевне перестроиться, мы используем ее влияние на других преподавателей русского языка и литературы. Можно было пойти иным путем. Ведь рекомендуется директорам школ давать по казательные уроки в «чужих» классах, что бы учить педагогов лучшим методам и приемам. Для этого, конечно, нужно одно.., важное условие: директор должен быть на стоящим мастером своего дела, подлинным учителем учителей. Но, допустим, такое условие налицо. Что происходит в классе после образцового уро ка директора? Ребятишки наперебой, со всей детской непосредственностью говорят: «А директор!.. Иван Петрович-то!..» Это обижает и, я бы сказал, унижает учителя. Ведь у каждого свой метод, свой подход к детям, свои манеры и привычки, наконец, определенный уровень знаний и мастерства. Считаю более правильным — работать с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2