Сибирские огни № 01 - 1972

'Многие троечники шумно вздохнули, до­ вольные таким решением учителя. — Ну, не отвлекаться. Вижу, что боль­ шинство уже выполнило задание. Даю еще две минуты. А там — новая работа,— ука­ зала она на вторую половину доски, все еще скрытую занавеской. Так ученики выполнили еще две само­ стоятельные работы. По ним учительница провела собеседование. Отвечали ребята с диаграммами и схемами в руках, говорили уверенно, не было ни одной «осечки». После этого Зоя Ивановна дала неболь­ шое домашнее задание. Вызвала одного из учеников: как он понял, как будет выпол­ нять, какую мысль надо доказать. Разъясни­ ла еще раз. Далее она кратко обобщила изученный за два урока материал в форме очень сжа­ тых четких выводов. — Этого заучить нельзя,— предупредила она.— Это надо понять и доказать. Оставалось три минуты до звонка. Кто- то из ребят попросил: — Расскажите что-нибудь о заграничной экскурсии, Зоя Ивановна! Все захлопали в ладоши, и тут же зад­ ние сиденья опустели. Без всякой команды, по давно согласованному распорядку, ре­ бята по трое «уплотнились» на передних стульях. Она кивнула в знак согласия, села за стол и начала рассказывать о своем пу­ тешествии в Польскую Народную Республи­ ку. Прозвенел звонок, но она продолжала свой рассказ. Ребята были неузнаваемы; они не срывались с мест, не торопились к двери, пока сама учительница, закончив мысль, не встала, сказав: — В следующий раз продолжу. Но это будет зависеть от того, как вы выполните задание. Чтобы время на рассказ осталось. — Зоя Ивановна, говорите еще. Ведь перерыв большой. — Я просто... устала,— призналась учи­ тельница.— Устала. Понимаете? Вам понравился урок? — спрашиваю Ма­ рию Сергеевну, когда мы с ней вышли из кабинета. — Конечно... Она — мастер. Этого до­ стигнешь не сразу. У нее такой твердый ха­ рактер. Она рождена учителем. Умеет без крика, без «нервов» повелевать. И ей пови­ нуются! Разговор продолжали уже в директор­ ском кабинете. — Да, повинуются, — соглашаюсь с ней.— Но я хочу обратить внимание на си­ стему ее работы. Видели: с начала и до конца урока все без исключения ребята усердно работали. И кажется, что занима­ лись только повторением да закреплением пройденного. Она заставляет сравнивать уже изученное с новыми данными и ма­ ленькими, но уверенными шажками движет­ ся вперед. Она действительно мастерски ор­ ганизует самостоятельную работу учащихся! Мария Сергеевна как будто согласилась <с этим, но потом заявила: — У меня ведь литература. Нужно го­ ворить, говорить и говорить. И мне и де­ тям. А на уроке географии, особенно .эконо­ мической, можно объясняться цифрами, схе­ мами, диаграммами. — А мы сходим с вами к ней на урок по теме «Страны социалистического лаге­ ря». Там будут в основном только гово­ рить,— предлагаю ей. — О, это очень интересно... Да и сего­ дняшний урок я слушала с большим на­ слаждением. Не успела проверить ни одной контрольной работы, что брала с собой. По­ нимаете, сама превратилась в ученицу... И неужели урок шел сорок пять минут? Для меня эти признания Марии Сергеев­ ны были очень ценны. Теперь надо удвоить, утроить помощь ей, чтобы скорее овладела нашей современной педагогической теорией и практикой. Я не случайно решил начать именно с Марии Сергеевны. Она в школе работает давно, имеет и немалый опыт и авторитет. Когда-то у нее учились многие молодые учи­ теля. Потом она остановилась в своем про­ фессиональном росте, не хотела понять, что прежние ее успехи были результатом пере­ напряжения и своих сил, и, особенно, де­ тей. Тогда ведь в девятые и десятые классы пробивались наиболее развитые и настойчи­ вые ребята. А сейчас мы начинаем давать среднее образование всем детям. Семимиль­ ными шагами идет вперед наука, бурно пе­ рестраивается производство, растет поток научной информации через газеты, журна­ лы, книги, кино, радио, телевидение... Жить старым методическим багажом невозможно. Можно ли учителю остановиться в своей работе на уровне тридцатых-сороковых го­ дов, когда мы сейчас летим к будущему с космической скоростью? Взять и литературу. Как будет чувство­ вать себя ученик на нашем скучном уроке, например по Маяковскому, если он вчера по телевизору слушал и смотрел лучших артистов страны, читающих громоустные стихи великого поэта? Если удастся помочь Марии Сергеевне перестроиться, мы используем ее влияние на других преподавателей русского языка и литературы. Можно было пойти иным путем. Ведь рекомендуется директорам школ давать по­ казательные уроки в «чужих» классах, что­ бы учить педагогов лучшим методам и приемам. Для этого, конечно, нужно одно.., важное условие: директор должен быть на­ стоящим мастером своего дела, подлинным учителем учителей. Но, допустим, такое условие налицо. Что происходит в классе после образцового уро­ ка директора? Ребятишки наперебой, со всей детской непосредственностью говорят: «А директор!.. Иван Петрович-то!..» Это обижает и, я бы сказал, унижает учителя. Ведь у каждого свой метод, свой подход к детям, свои манеры и привычки, наконец, определенный уровень знаний и мастерства. Считаю более правильным — работать с

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2