Сибирские огни № 01 - 1972
С этими словами она раскрыла передо, мной план урока. Он записан на шести страницах убористого текста со множест вом отрывков из текста, с выводами, кото рые, как мы видели, на уроке не прозву чали, остались на бумаге. До сознания ре бят не дошли. Говорю спокойно: — Главное на уроке — это знания уча щихся. Какими методами вы их сумели дать — это другой и, скажу вам откровен но, менее важный вопрос. Согласитесь, Мария Сергеевна, что ребята на этом уроке ничего не приобрели. — Но вы могли убедиться сами, что до ма они материала не учили,— отстаивала •свою точку зрения учительница.— Вы опять рассуждаете по старинке. А ведь сколько раз слышали, что знания надо давать в ос новном на уроке! Вы же перекладываете главную работу на плечи ребят. Учительница помолчала, нервно поку сала губы и с нотками обиды сказала: — Ну разве вы не видели, что из-за плохой подготовки к уроку они сами у себя отняли четверть часа? Пусть сидят теперь дома и учат самостоятельно. А тот, кто дей ствительно стремился получить знания, тот их усвоил на уроке. Иные же в школу при ходят лишь потому, что этого требуют от них милые папочки и мамочки. — Сколько же вы таких ребят находи те в этом классе? — Больше половины,— не задумываясь, «ответила учительница. Это уж что-то более серьезное, чем не- удавшийся урок. — Но ведь, дорогая Мария Сергеевна, мы идем ко всеобщему среднему образо ванию. Не забывайте об этом. И скоро придется давать глубокие знания за курс десятилетки всем юношам и девушкам. Даже и «лентяям», «папенькиным» и «ма менькиным» сынкам и дочкам. Она как-то неестественно улыбнулась: — Но ведь путь к среднему образова нию лежит не только через дневную обще образовательную школу. Есть и вечерние и другие... А там еще труднее будет. Учитель должен умело направлять ребят в их учебной работе. А это куда труднее, чем отчитать очередную порцию знаний, на пример, по литературе, дать домашнее за дание и сказать: «Учите дома». Я говорил и чувствовал, что такая пе репалка пользы не даст. Надо вернуться к разбору урока по существу. Излагаю свои замечания по пунктам: 1. Приступая к такой серьезной миро воззренческой теме, как изображение вой ны в толстовском романе, не надо было брать для повторения его трилогию «Дет ство», «Отрочество» и «Юность». В край нем случае можно было получше повторить «Севастопольские рассказы», раскрываю щие героизм русского народа при защите •Отечества. Пусть ребята вспомнили бы пройденный на уроках истории материал «Марксистско-ленинское учение о войнах справедливых и несправедливых». Еще лучше, если бы преподаватель литературы договорился с историком, чтобы тот нака нуне изучения эпопеи «Война и мир» дал материал об Отечественной войне 1812 го да на повторение. Тогда бы толстовские взгляды на войну были поняты полнее и глубже. А повторение повестей о детстве, отрочестве, юности уводило учащихся сов сем в другой мир. 2. Пятнадцать минут, затраченных на нудный опрос по явно не усвоенному рань ше материалу — зря потерянное время. Оно отнято у ребят как раз тогда, когда они приступили к изучению новой важной те мы. В результате она, эта тема, не изуче на. А дальше? В следующий раз все может повториться: плохо усвоив материал на этом уроке, не сумев овладеть им дома, они опять десять-пятнадцать минут будут готовиться к ответу, опять потеряют время. И так же точно учитель не успеет объяснить нового материала. Так создается порочная цепь слабых уроков. А страдают от этого ребята. Мы перегружаем их до машними заданиями, выбиваем из колеи, сами ослабляем интерес к учебе, сами, по рой не понимая этого, приводим их к лож ному и очень вредному убеждению, что учиться вообще очень трудно, а хорошо учиться — почти невозможно. Представьте себе, что такое творится не только на уро ках литературы(а они должны быть самы ми интересными, яркими, привлекательны ми), но и на других... Вот откуда берется у некоторых учи телей разочарованность в работе, в детях, испорченное настроение. 3. Учительница, начиная объяснение но вого материала, обращается к ребятам: «Ну, а теперь слушайте»... Видите, им надо только слушать. И они не загружены на уроке по сути ника кой работой. Они знают, что сейчас за урок с них не спросится. Слушал ты его или не слушал — все равно. Этот учебный материал до их сознания не дойдет, никаких убеждений они при та ком пассивном слушании не выработают. А я бы начал урок такими словами: «Сегодня мы будем работать над темой...» Работать! Я предложил Марии Сергеевне при знать, что этого урока не было. И его надо провести снова. Но только в совершенно иной форме. — Я должна пережить такой позор? — вспыхнула она.— Должна прийти в класс и сказать им: «Так и так, милые детки... Урока я вам дать не смогла по слабости ума... Давайте снова да ладом». Она налила в стакан воды, долго пыта лась закрыть графин пробкой-—тряслись от волнения руки,— а потом с жадностью сделала несколько глотков. Громко стукнув пустым стаканом по столу, собрала свои тетради и резко встала, бросив мне: — Нет, уж вы сделайте это сами. Я преподаю пло
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2