Сибирские огни № 01 - 1972
— Но мне хочется так подготовиться, чтобы без поправки... — А разве дома не готовил? Да и на последнем уроке должен . был кое-что усвоить. Замечаете: «кое-что», а не все основ ное, главное. Сама учительница убеждена в том, что с последнего урока дети ушли, не разобравшись глубоко в материале. Ученик молчит. Учительница посматри вает на часы и на меня, волнение ее на растает. — Тогда Иванов будет отвечать. На чинай — об «Отрочестве». Иванов явно не готов и особого рве ния не проявляет: — Я скоро подготовлюсь, Мария Сер геевна, пусть Петров начинает. У него ведь первый вопрос, а у меня продолжение. На десятой минуте Петров начал что- то лепетать. Учительница вынуждена была прервать его: — А ты повесть-то читал? — Какую? — Ну, о которой рассказываешь, «Дет ство», конечно! Ученик что-то ответил себе под нос, были различимы лишь слова: «Попробуйте достать в нашей библиотеке». Учительни ца ухватилась за эту фразу: — Ах, не достать? А ведь я на лето давала вам такое задание. Скажи прямо: поленился. Садись. Два! Продолжит рас сказ о «Детстве» Сидорин. Он, вижу, дав но готов к ответу и очень беспокоится. Отвечай с места. — Я не беспокоюсь, Мария Сергеевна. Вы, наверное, ошиблись,— невозмутимо ответил рослый парень. По рядам прошел смешок. Ребята оживились. После скучнейших десяти ми нут— какая-то разрядка... — Ну, а Иванов,— подготовился? Ска жи сначала, читал ли ты эту повесть? Иванов чистосердечно признался: — Только вчера вечером достал книгу, Марь Сергеевна. Проверьте, вон на столе у меня лежит. — Ну и ловок же ты, друг! — засмея лась учительница и посмотрела на часы.— Видите, почти пятнадцать минут потеряли времени, а заработали две двойки. Я тебе, Иванов, тоже ставлю двойку. Садись. — Спасибо,— говорит ученик и совер шенно спокойно садится на место. — Ну, о «Севастопольских рассказах» я тебя, Певцов, спрошу на следующем уроке. Находчивый Певцов: — Как жалко!.. А я так хотел ответить именно сейчас! Под общий смех счастливый Певцов торжественным шагом следует от доски к своему месту. — Весь этот материал вы, как наказа ние, запишите на следующий урок. Раскройте дневники, а я проверю. Ребята полезли в столы за дневниками. Учительница прошла по рядам, проверила, все ли выполнили ее указание, а потом подошла к столу, пробежала глазами план урока и предупредила: —- Сейчас я изложу вам новый мате риал. Слушайте внимательно. Материал трудный. В учебнике найдете не все, о чем я буду говорить. Да учтите, что мы по теряли бесполезно одну треть урока. Гово рить буду быстро. Итак, вы все преврати лись во внимание и слух.... И начался рассказ учителя. В целом ом был неплохой, но слишком монотонный, Мария Сергеевна не останавливалась и не подчеркивала ни голосом, ни жестом главные мысли. Спешила, с беспокойством посматривала на часы. А потом — и поме хи были. Пришлось несколько раз преры вать беседу: — Иванов, опять не слушаешь? — Силантьев, не повертывайся назад. — У меня чернила вышли. Подсасываю вот у Певцова. — И ему мешаешь... Внимание. Пре дупреждаю: материал трудный... А к концу урока забыла и о часах. На второй половине беседы ее оборвал роко вой звонок. Ребята было радостно вздох нули, но она их разочаровала: — Три минуты посидим. Сейчас закон чу.. Да тише же!!! А то придется всю большую перемену занять. Скомкала конец рассказа. Никаких вы водов не дала. Сказала: «Дома выучить на страницах» таких-то... Вот и весь урок. Вернее, это копия не одного, а многих уроков у ряда учителей, которые очень медленно перестраиваются в работе, мучительно расстаются с пресло вутыми «словесными методами». И вот надо было дать оценку этому уроку. Задача нелегкая. Некоторые учите ля (а среди учителей большинство — жен щины) к критике относятся болезненно, дельные, справедливые замечания воспри нимают с обидой. Итак, сидим и разбираем урок. Первый вопрос традиционный: — Как вы сами, Мария Сергеевна, оце ниваете свою сегодняшнюю работу? — Откровенно говоря, не совсем до вольна. В этом классе всегда кто-нибудь подведет. Да вы хорошо видели это сами. Здесь ведь собралось немало добрых лен тяев. Учиться нормально не хотят... Мне ясно, что она намеревалась ска зать «неисправимых», а вовсе не «добрых». — Я прошу ответить прямо: как оце ниваете свой урок? — Конечно, как и вы,— очень слабый урок... — А по-моему, урока, как такового, не было, Мария Сергеевна. Вы только не оби жайтесь на мою прямоту. — Ну, уж с этим я не согласна. Все же я трудилась. Готовилась, составляла обширный план, конспект, вернее. Затрати ла на это почти два вечера. Сумела изло жить материал. А это ведь — главное на уроке.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2