Сибирские огни № 01 - 1972

А сколько учитель тратит своего до­ машнего времени — на поиски книг (если нет личной библиотеки и картотеки)— ми­ нимум 50 часов в год, на ежедневное со­ ставление обширных поурочных планов (старыми планами пользоваться не разре­ шается)— не менее 100 часов. Еще учтем потери на ожидание начала собраний, заседаний —- опять же из-за не­ умения проводить их быстро, по-делово­ му — это приблизительно 75 часов в год. Подведем итоги. За 9 трудовых месяцев учитель, если труд его плохо организован, теряет попусту (отнимает от своего отды ха, самообразования, посещения кино, те­ атра, а также недодает учащимся) при­ мерно 400 часов. Колоссальное количество времени! Для наглядности укажем, что на веду­ щие темы по литературе в 8—10 классах (А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Н. А. Не­ красов, А. М. Горький, В. В. Маяковский) выделяется от 15 до 24 часов, и теперь нетрудно представить, как чудовищно мно­ го мы недорабатываем, теряем безвозврат­ но. Ведь согласно пословице потерянную вещь можно найти, потерянное время — никогда. Не здесь ли один из источников жалоб на то, что наши дети мало развиваются, мало читают, а мы сами сильно устаем? Мне вспоминаются поучительные эпизо­ ды из собственной практики директора сельской школы. УРОК, КОТОРОГО НЕ БЫЛО Она пришла в учительскую раскраснев­ шаяся, взволнованная. Бросила на стол журнал и с раздражением громко пожало­ валась: — Опять урока не подготовили! Уж так разъясняла позавчера... Все разжевала. Осталось только проглотить да повторить дома как следует. Лентяи, больше ничего не скажешь! Не хотят учиться... Знакомые слова! Но как же так: учиться молодежь «не хочет», а во многих техникумах, училищах и вузах — жесточайшие конкурсы! И не каждый желающий может туда поступить. Заметим сразу: многие становятся не­ удачниками по причине слабой подготовки их в массовой школе. И еще: у нас очень большой отсев юно­ шей и девушек из девятых классов. Ана­ лиз причин этого явления приводит к не­ утешительному выводу. Во многих сель­ ских и даже городских восьмилетках такая слабая подготовка и такие низкие требо­ вания, что, попадая в другую — среднюю школу, дети не справляются с учебной про­ граммой и бросают учебу. Такую же картину мы ряд лет наблю­ дали и с пятиклассниками, пришедшими из четвертых классов периферийных сельских школ своего микрорайона. Разница только в том, что из пятого-шестого класса «отсеяться» нелегко, гораздо труднее, чем из девятого. Действовал закон об обязательном восьмилетием обучении, ко­ торое, кстати сказать, нередко превраща­ ли у нас в обязательное обучение до пятнадцати-шестнадцатилетнего «учетного» возраста. Бывало сидят этакие парни в пятом или шестом классе, отравляют су­ ществование и учителям, и родителям, и своим сверстникам, и общественности, контролирующей выполнение закона... Опыт лучших школ, лучших учителей страны говорит о возможности достичь совсем иных результатов, и эти результа­ ты хорошо известны учителям. Но вернемся к жалобам нашей учи­ тельницы. Итак, все им разжевала, а они не пожелали даже проглотить. Но ведь задача учителя не только в том, чтобы сообщить детям определенные знания и навыки, но и в том, чтобы на­ учить их мыслить самостоятельно, добы­ вать знания. Как справедливо заметил древний мудрец, ум ребенка — это не со­ суд, который надо наполнить, а факел, который надо разжечь. Неудача Марии Сергеевны (так мы на­ зовем эту учительницу) состояла как раз в том, что она не умела разжечь. В этом я имел случай убедиться не один раз. Вот как протекал ее типичный Урок. Тема — «Изображение войны в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Начало урока. Установив тишину и по­ рядок (полторы минуты), учительница вызвала трех учащихся к доске и продик­ товала вопросы для ответа по домашнему заданию (одна минута). Первый ученик получил тему «Краткая характеристика повестей «Детство и от­ рочество» Л. Н. Толстого. Второй — «Юность» (из этой же трилогии). Тре­ тий — «Севастопольские рассказы». Проходят томительные минуты молча­ ния. Вызванные ребята набрасывают на доске план ответа. Дело идет недопусти­ мо медленно. Учительница тихо беседует с этой тройкой, а всех остальных предоста­ вила самим себе. Поголовное большинство их листают учебник. Ведь вот-вот Мария Сергеевна вызовет кого-нибудь: либо за­ менить того, кто совсем не знает материал, либо дополнить жидковатый ответ другого товарища. Кто-то занимается своими дела­ ми, не относящимися к уроку. Это из тех, кто недавно получил оценку и, изучив систему опроса у данного учителя, не опа­ сается, что сегодня будет вызван снова. Проходят три, пять, семь минут — бес­ полезно убитое, потерянное время! Учи­ тельница начинает «тревожить» вызван­ ных: — Петров, время для подготовки истекло. Начинай. — Я еще не готов, Мария Сергеевна. —- Но уже прошло восемь минут. На­ чинай. Если что забыл,— дополним, по­ правим. ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2