Сибирские огни № 01 - 1972
питать всю школьную жизнь... принципами научной организации труда». Известный политический работник П. М. Керженцев писал: «В Америке научная организация про изводства родилась и развилась целиком из индустрии. Наши противники и после дователи Тейлора продолжают работать почти исключительно в чисто хозяйствен ной сфере... Между тем принципы научной организации труда должны применяться во всех других отраслях деятельности — в партии, Красной Армии, школе, повсе дневной жизни». Известно, как остро ставил вопрос о воспитании деловитости выдающийся со ветский педагог А. С. Макаренко. «Если в буржуазном обществе,— писал он,— деловитость отдельных людей вела к личному обогащению и с народной точки зрения была явлением безнравственным, то в нашем обществе деловитость стано вится достоинством, которое должно быть у всех граждан, она становится, таким об разом, критерием нравственного порядка». Беспощадно воевал он с расхлябан ностью, опозданиями, воспитывая у своих питомцев точность и аккуратность. «Точ ность,— говорил он,— это производитель ность, это вещи, это богатство, это уваже ние к себе и товарищам». Известно одно из его требований к воспитанникам: уметь в минуту изложить на собрании мысль и внести 1 дельное предложение. Решительные высказывания в пользу рационализации школьного обучения мы находим в работах видных деятелей совет ской педагогики П. П. Блонского, С. Т. Шацкого и других. Словом, НОТ давно и настойчиво сту чится в школьные двери. Пока мы спорим, НОТ это или не НОТ, элементы рациона лизации учебного процесса, хотя и с тру дом, иногда с оглядкой — «как бы чего не вышло?» — продвигаются на уроки, и мы видим их, эти искорки ленинского стиля умственной работы, у лучших педагогов почти в каждой школе. Эти энтузиасты, опираясь на самостоятельность мышления учащихся, добиваются высокого КПД каж дого урока и в результате не имеют вто рогодников и провалов своих абитуриентов при сдаче вступительных экзаменов в тех никумах и вузах. Новое стучится в школу, и пора от крыть перед ним двери настежь. Речь идет о том, чтобы ввести в систему обу чение учителей научной организации тру да, ибо, как мудро заметил патриарх на шей педагогики К. Д. Ушинский, «учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем уми рает учитель». В крайней необходимости такой учебы убеждают факты из повседневной жизни наших школ, особенно сельских, с их по стоянной нехваткой квалифицированных педагогов. Однажды, вооружившись обыкновенным секундомером, я провел маленькое иссле дование: как используются 45 минут школьного урока. Для проверки посидел на занятиях у двух преподавателей. Назо вем их так: Зинаида Петровна — биолог в 5—8 классах, Зоя Ивановна — географ в этих же классах. Свои наблюдения я свел в табличку. Цифры означают прямые потери времени в минутах, когда класс фактически не ра ботал. Виды потерь Биолог Географ 1. Опоздание учителя на урок, вы ход за пособиями («забыла в учительской») ......................... 2. Впуск н отчитывание опоздав ших детей, наведение порядка и тишины ..................................... 3. Проверка посещаемости . » , 4. Раздача тетрадей, пособий . 5. Выход учащихся из класса («Разрешите?»), возвращение (стук в дверь: «Разрешите вой ти?») ............................................ 6. Потери при опросе учащихся (вызов, подготовка к ответу, от читывания) ............................... 7. Паузы во время записи на доске 8. Сбор тетрадей (классных и до машних) после работы 1 0 2,5 0,2 0,8 0 2 0 1 0 2,9 1,3 1,1 0,4 1,2 0,3 Ниже я расскажу, как удается Зое Ива новне экономить дорогое урочное время, а пока займемся несложными подсчетами. Преподаватель биологии потеряла на уроке 12,4 минуты, учительница геогра фии— 2,2 минуты. Небольшие потери (1—2 минуты) естественны и порой неизбежны. Шум в коридоре или птичка, севшая на оконный переплет, наконец, состояние здо ровья и настроение учителя могут сказать ся на интенсивности работы. Но потерять бесполезно из 45-минутного урока— 12 минут — это уже не пустяк. Я бы назвал это тяжелым должностным проступком. При 18-часовой недельной нагрузке учи тель проводит за год примерно 700 уро ков. На каждом уроке потеряно пусть не 12, а 8 минут — это 106 сорокапятиминут ных уроков за год. Сколько можно допол нительно провести опытов, тренировочных упражнений, диспутов, обсуждений книг! Вот с ликвидации этих потерь и надо начинать. Это и будет первый шаг НОТ в школе. И не надо ждать особых инструк ций. Кроме названных прямых потерь суще ствует немало косвенных. При схоластических методах препода вания, когда учащиеся пассивны, слабо усваивают учебный материал непосредст венно на уроке, плохо отвечают при про верке знаний — в среднем теряется за урок 5 минут, за год — 3500 минут, или 70 уро ков. Повторные письменные работы и уп ражнения — опять же из-за неусвоенности материала на уроках — отнимают в год не менее 30 уроков. На повторные объяснения материала и опросы «должников» — еще 40. Вместе с прямыми потерями получается 246 уроков — свыше одной трети рабочего времени учителя! '
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2