Сибирские огни № 01 - 1972

питать всю школьную жизнь... принципами научной организации труда». Известный политический работник П. М. Керженцев писал: «В Америке научная организация про­ изводства родилась и развилась целиком из индустрии. Наши противники и после­ дователи Тейлора продолжают работать почти исключительно в чисто хозяйствен­ ной сфере... Между тем принципы научной организации труда должны применяться во всех других отраслях деятельности — в партии, Красной Армии, школе, повсе­ дневной жизни». Известно, как остро ставил вопрос о воспитании деловитости выдающийся со­ ветский педагог А. С. Макаренко. «Если в буржуазном обществе,— писал он,— деловитость отдельных людей вела к личному обогащению и с народной точки зрения была явлением безнравственным, то в нашем обществе деловитость стано­ вится достоинством, которое должно быть у всех граждан, она становится, таким об­ разом, критерием нравственного порядка». Беспощадно воевал он с расхлябан­ ностью, опозданиями, воспитывая у своих питомцев точность и аккуратность. «Точ­ ность,— говорил он,— это производитель­ ность, это вещи, это богатство, это уваже­ ние к себе и товарищам». Известно одно из его требований к воспитанникам: уметь в минуту изложить на собрании мысль и внести 1 дельное предложение. Решительные высказывания в пользу рационализации школьного обучения мы находим в работах видных деятелей совет­ ской педагогики П. П. Блонского, С. Т. Шацкого и других. Словом, НОТ давно и настойчиво сту­ чится в школьные двери. Пока мы спорим, НОТ это или не НОТ, элементы рациона­ лизации учебного процесса, хотя и с тру­ дом, иногда с оглядкой — «как бы чего не вышло?» — продвигаются на уроки, и мы видим их, эти искорки ленинского стиля умственной работы, у лучших педагогов почти в каждой школе. Эти энтузиасты, опираясь на самостоятельность мышления учащихся, добиваются высокого КПД каж­ дого урока и в результате не имеют вто­ рогодников и провалов своих абитуриентов при сдаче вступительных экзаменов в тех­ никумах и вузах. Новое стучится в школу, и пора от­ крыть перед ним двери настежь. Речь идет о том, чтобы ввести в систему обу­ чение учителей научной организации тру­ да, ибо, как мудро заметил патриарх на­ шей педагогики К. Д. Ушинский, «учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем уми­ рает учитель». В крайней необходимости такой учебы убеждают факты из повседневной жизни наших школ, особенно сельских, с их по­ стоянной нехваткой квалифицированных педагогов. Однажды, вооружившись обыкновенным секундомером, я провел маленькое иссле­ дование: как используются 45 минут школьного урока. Для проверки посидел на занятиях у двух преподавателей. Назо­ вем их так: Зинаида Петровна — биолог в 5—8 классах, Зоя Ивановна — географ в этих же классах. Свои наблюдения я свел в табличку. Цифры означают прямые потери времени в минутах, когда класс фактически не ра­ ботал. Виды потерь Биолог Географ 1. Опоздание учителя на урок, вы­ ход за пособиями («забыла в учительской») ......................... 2. Впуск н отчитывание опоздав­ ших детей, наведение порядка и тишины ..................................... 3. Проверка посещаемости . » , 4. Раздача тетрадей, пособий . 5. Выход учащихся из класса («Разрешите?»), возвращение (стук в дверь: «Разрешите вой­ ти?») ............................................ 6. Потери при опросе учащихся (вызов, подготовка к ответу, от­ читывания) ............................... 7. Паузы во время записи на доске 8. Сбор тетрадей (классных и до­ машних) после работы 1 0 2,5 0,2 0,8 0 2 0 1 0 2,9 1,3 1,1 0,4 1,2 0,3 Ниже я расскажу, как удается Зое Ива­ новне экономить дорогое урочное время, а пока займемся несложными подсчетами. Преподаватель биологии потеряла на уроке 12,4 минуты, учительница геогра­ фии— 2,2 минуты. Небольшие потери (1—2 минуты) естественны и порой неизбежны. Шум в коридоре или птичка, севшая на оконный переплет, наконец, состояние здо­ ровья и настроение учителя могут сказать­ ся на интенсивности работы. Но потерять бесполезно из 45-минутного урока— 12 минут — это уже не пустяк. Я бы назвал это тяжелым должностным проступком. При 18-часовой недельной нагрузке учи­ тель проводит за год примерно 700 уро­ ков. На каждом уроке потеряно пусть не 12, а 8 минут — это 106 сорокапятиминут­ ных уроков за год. Сколько можно допол­ нительно провести опытов, тренировочных упражнений, диспутов, обсуждений книг! Вот с ликвидации этих потерь и надо начинать. Это и будет первый шаг НОТ в школе. И не надо ждать особых инструк­ ций. Кроме названных прямых потерь суще­ ствует немало косвенных. При схоластических методах препода­ вания, когда учащиеся пассивны, слабо усваивают учебный материал непосредст­ венно на уроке, плохо отвечают при про­ верке знаний — в среднем теряется за урок 5 минут, за год — 3500 минут, или 70 уро­ ков. Повторные письменные работы и уп­ ражнения — опять же из-за неусвоенности материала на уроках — отнимают в год не менее 30 уроков. На повторные объяснения материала и опросы «должников» — еще 40. Вместе с прямыми потерями получается 246 уроков — свыше одной трети рабочего времени учителя! '

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2