Сибирские огни № 01 - 1972

своим предметом, не спообен научить их ценить и рационально использовать каждую рабочую минуту, если не добьется, чтобы весь урок ребята упорно трудились, мысли­ ли, ошибались, искали корни ошибок, ис­ правляли их, а не сидели безразличными, чтобы они не спали с открытыми глазами.,. Учителя еще поспорили и разошлись, чтобы назавтра, сойдясь на перемене, на­ чать все сначала: — Просвета не вижу— планы да тетра­ ди, тетради да планы. В кино некогда схо­ дить. — У меня новых книг накопилась куча. А читать их когда? Вот и отстаешь. Ребя­ та много читают, задают вопросы, а отве­ чать приходится так: сейчас, мол, мне не­ когда. Вот освобожусь... Стыдно! Я знаю сотни учителей сельских школ и слышал от них тысячи подобных жалоб. Сошлюсь, однако, на авторитет «Учитель­ ской газеты». В марте 1969 года она опуб­ ликовала письмо читательницы Р. Сабито­ вой из Казани — своеобразный крик души молодого педагога. «Стараюсь все делать добросовестно, но ничего не получается: не хватает време­ ни...». «Я, по существу, совсем лишила себя личной жизни...» Сообщив, что ее рабочий день, включая время на хождение до школы и обратно, составляет ежедневно около 15 часов (да. пятнадцать!), она пишет: «На книги, кино, театр времени не остается. Из желанного мой труд превращается в тяжелую повин­ ность...» Работу свою она любит, но уже поду­ мывает, не сменить ли, пока не поздно, профессию. В институте ее вооружили не­ обходимыми знаниями, но не научили ра­ ционально трудиться и делать рациональ­ ным учебный труд учащихся. Беда еще в том, что кое-кто считает наши повседневные перегрузки и усталость за подвиг. Поэты воспевают в лирических строках негаснущий до рассвета огонек в учительских квартирах... А вот академик Введенский говорил, что устают не от того, что много работают, а от того, что не умеют работать. А. Г. Попов, автор книги «Техника лич­ ной работы» пишет: «Масса работников... умственного труда и по сей день не знает никаких опре­ деленных методов и работает от случая к случаю, без всякой системы. Когда в работе отсутствуют научные методы, то приме­ няются стихийно сложившиеся, нередко варварские с точки зрения соотношения результатов и затраченных усилий». Действительно, нет ничего радостного в том, чтобы работать по 12—15 часов в сутки, переутомляться, не спать, а если и спать, то при содействии пилюль от бес­ сонницы. Но вот где поучиться рациональной ор­ ганизации труда в школе? Периодическую стажировку проходят врачи, директора предприятий и совхозов, председатели кол­ хозов, люди рабочих профессий. Приезжа­ ют в передовые хозяйства и осваивают лучший опыт на практике. Не то — у ди­ ректоров школ и учителей. За сорок лет работы в школе мне лично посчастливи­ лось только один день побывать на уроках в хорошей ленинградской школе. Работать над собой приходится дома, испытывая неимоверные трудности в получении нуж­ ных пособий из крупных книгохранилищ. И вот накоплен опыт. Явилась потреб-, ность описать его. Когда уже закончил черновые наброски, подумалось: «А кому это теперь нужно?» Потом пришлось выступить и по радио,, и на областных курсах по переподготовке- преподавателей литературы десятых клас­ сов. 1 Слушали с интересом. А когда каждо­ му из ста учителей попали в руки образ­ цы дидактических карточек, вдвое сокра­ щающих время на подготовку к уроку,, этот интерес удесятерился. Посыпались во­ просы. Многие старались переписать со­ держание этих карточек, как будто от­ дельные образцы могут серьезно облегчить труд... Больше всего меня удивило то, что лек­ цию слушали как откровение, как что-то необычное. Но ведь сама по себе система НОТ не нова, а я излагал лишь опыт ее частного применения в преподавательской работе. У истоков НОТ в нашем народном хо­ зяйстве, в управлении и личном умствен­ ном труде стоял, как известно, В. И. Ле­ нин. Он сам являл непревзойденный обра­ зец организованности, рационального ис­ пользования каждой минуты рабочего вре­ мени. Вот свидетельства его ближайших со­ ратников и помощников. Г. М. К р ж и ж а н о в с к и й : «Долгими годами упорной работы над собой сковал Вл. Ил. в себе железную волю». Н. А. С е м а ш к о: «Сам стиль В. И. в работе, его организованность были блестя­ щим воплощением НОТ. Он, как никто другой, показывал образцы научного мето­ да работы... Точность в распределении вре­ мени у него была изумительная». Н. П. Г о р б у н о в : «Он с поразитель­ ной настойчивостью добивался доведения до конца даже самых мелких дел». Л. А. Ф о т и е в а : «Владимир Ильич не­ терпимо относился к бесполезной растра­ те рабочего времени». М. И. У л ь я н о в а : «Меня поражала та настойчивость и та аккуратность, с ко­ торой В. И. делал то дело, за которое брался». Учиться работать — эту задачу Влади­ мир Ильич поставил как общенародную. Он одобрял идею введения курса НОТ в средние школы и институты в качестве специального курса. Н. К. Крупская считала, что «надо про- 10 * 147

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2