Сибирские огни № 01 - 1972
своим предметом, не спообен научить их ценить и рационально использовать каждую рабочую минуту, если не добьется, чтобы весь урок ребята упорно трудились, мысли ли, ошибались, искали корни ошибок, ис правляли их, а не сидели безразличными, чтобы они не спали с открытыми глазами.,. Учителя еще поспорили и разошлись, чтобы назавтра, сойдясь на перемене, на чать все сначала: — Просвета не вижу— планы да тетра ди, тетради да планы. В кино некогда схо дить. — У меня новых книг накопилась куча. А читать их когда? Вот и отстаешь. Ребя та много читают, задают вопросы, а отве чать приходится так: сейчас, мол, мне не когда. Вот освобожусь... Стыдно! Я знаю сотни учителей сельских школ и слышал от них тысячи подобных жалоб. Сошлюсь, однако, на авторитет «Учитель ской газеты». В марте 1969 года она опуб ликовала письмо читательницы Р. Сабито вой из Казани — своеобразный крик души молодого педагога. «Стараюсь все делать добросовестно, но ничего не получается: не хватает време ни...». «Я, по существу, совсем лишила себя личной жизни...» Сообщив, что ее рабочий день, включая время на хождение до школы и обратно, составляет ежедневно около 15 часов (да. пятнадцать!), она пишет: «На книги, кино, театр времени не остается. Из желанного мой труд превращается в тяжелую повин ность...» Работу свою она любит, но уже поду мывает, не сменить ли, пока не поздно, профессию. В институте ее вооружили не обходимыми знаниями, но не научили ра ционально трудиться и делать рациональ ным учебный труд учащихся. Беда еще в том, что кое-кто считает наши повседневные перегрузки и усталость за подвиг. Поэты воспевают в лирических строках негаснущий до рассвета огонек в учительских квартирах... А вот академик Введенский говорил, что устают не от того, что много работают, а от того, что не умеют работать. А. Г. Попов, автор книги «Техника лич ной работы» пишет: «Масса работников... умственного труда и по сей день не знает никаких опре деленных методов и работает от случая к случаю, без всякой системы. Когда в работе отсутствуют научные методы, то приме няются стихийно сложившиеся, нередко варварские с точки зрения соотношения результатов и затраченных усилий». Действительно, нет ничего радостного в том, чтобы работать по 12—15 часов в сутки, переутомляться, не спать, а если и спать, то при содействии пилюль от бес сонницы. Но вот где поучиться рациональной ор ганизации труда в школе? Периодическую стажировку проходят врачи, директора предприятий и совхозов, председатели кол хозов, люди рабочих профессий. Приезжа ют в передовые хозяйства и осваивают лучший опыт на практике. Не то — у ди ректоров школ и учителей. За сорок лет работы в школе мне лично посчастливи лось только один день побывать на уроках в хорошей ленинградской школе. Работать над собой приходится дома, испытывая неимоверные трудности в получении нуж ных пособий из крупных книгохранилищ. И вот накоплен опыт. Явилась потреб-, ность описать его. Когда уже закончил черновые наброски, подумалось: «А кому это теперь нужно?» Потом пришлось выступить и по радио,, и на областных курсах по переподготовке- преподавателей литературы десятых клас сов. 1 Слушали с интересом. А когда каждо му из ста учителей попали в руки образ цы дидактических карточек, вдвое сокра щающих время на подготовку к уроку,, этот интерес удесятерился. Посыпались во просы. Многие старались переписать со держание этих карточек, как будто от дельные образцы могут серьезно облегчить труд... Больше всего меня удивило то, что лек цию слушали как откровение, как что-то необычное. Но ведь сама по себе система НОТ не нова, а я излагал лишь опыт ее частного применения в преподавательской работе. У истоков НОТ в нашем народном хо зяйстве, в управлении и личном умствен ном труде стоял, как известно, В. И. Ле нин. Он сам являл непревзойденный обра зец организованности, рационального ис пользования каждой минуты рабочего вре мени. Вот свидетельства его ближайших со ратников и помощников. Г. М. К р ж и ж а н о в с к и й : «Долгими годами упорной работы над собой сковал Вл. Ил. в себе железную волю». Н. А. С е м а ш к о: «Сам стиль В. И. в работе, его организованность были блестя щим воплощением НОТ. Он, как никто другой, показывал образцы научного мето да работы... Точность в распределении вре мени у него была изумительная». Н. П. Г о р б у н о в : «Он с поразитель ной настойчивостью добивался доведения до конца даже самых мелких дел». Л. А. Ф о т и е в а : «Владимир Ильич не терпимо относился к бесполезной растра те рабочего времени». М. И. У л ь я н о в а : «Меня поражала та настойчивость и та аккуратность, с ко торой В. И. делал то дело, за которое брался». Учиться работать — эту задачу Влади мир Ильич поставил как общенародную. Он одобрял идею введения курса НОТ в средние школы и институты в качестве специального курса. Н. К. Крупская считала, что «надо про- 10 * 147
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2